Развитие человеческого капитала сегодня – необходимое условие прогресса инновационной экономики, экономики знаний, глобальных информационных систем, новейших технологий и новых форм бизнеса.
Беларусь входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития,занимая 60 место среди 191 страны в рейтинге по Индексу человеческого развития и 61место среди 169 стран в Индексе социального прогресса. Выбор человеческого капитала вкачестве одного из главных факторов устойчивого развитиядиктует необходимость использования системного и комплексного подхода при разработке стратегии развития страны.
Открывая заседание круглого стола, директор НИЭИ Наталья Берченко акцентировала важность широкого участия всех заинтересованных сторон в подготовка проекта Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года. С этом целью проводятся форсайт-сессии, круглые столы и ряд других мероприятий.
Представители органов госуправления, ПРООН, ЮНФПА, научных организаций, бизнес-школ, вузов страны обсудили направления развития и механизмы управления человеческими ресурсами в контексте будущего рынка труда и обновление системы профессионального образования с учетом глобальных трендов и потребностей белорусского общества.
Заместитель Министра экономики Республики Беларусь Татьяна Бранцевич отметила: «Образование через всю жизнь – основа конкурентоспособности кадров и устойчивого экономического развития. Задача номер один – оптимизация структуры подготовки кадров. Нужно проводить системную работу по перенаправлению интереса молодежи к востребованным в будущем профессиям. У нас есть уже сформированные инструменты – госзаказ, целевой заказ. Важно определить всегда: ли они эффективны, как встроить в этот механизм «профессии будущего»?
Вторая задача – совершенствование образовательных стандартов и учебных планов. Зачастую от реального сектора звучат упреки в недостаточной практикоориентированности программ и учебных пособий. Оптимальное сочетание обучения и производственной практики – вот рецепт успеха. При разработке НСУР–2040 также важно учитывать глобальный демографический тренд – старение населения».
Обсуждая глобальные тренды на рынке труда применительно к условиям развития Беларуси, новые вызовы для национального рынка труда, эксперты определили риски в сфере занятости, связанные с массовым применением цифровых технологий, а также обозначили приоритетные направления политики занятости населения. В их числе диверсификация традиционных форм и видов занятости, развитие новых профессиональных компетенций, цифровизация рынка труда, развитие цифровых платформ и дистанционной работы, подготовка и повышение квалификации кадров в сфере цифровых технологий, внедрение новых технологий управления персоналом.
Одним из важнейших компонентов повышения качества человеческого потенциала выступает создание системы образования, адаптированной к структурным изменениям национальной экономики и потребностям общества.
Главным направлением обновления национальной системы образования в проекте НСУР–2040, обозначено изменение образовательных программ и квалификаций. Это согласуется с глобальными трендами, вызовами для национального рынка труда, уже происходящими и грядущими изменениями в требованиях к персоналу. Проектом НСУР–2040 определен ряд важнейших задач, стоящих перед системой образования. Ключевое место в совершенствовании образования отводят технологиям обучения и практикоориентированности.
В проекте концепции НСУР–2040 решение данной задачи предполагает реализацию различных подходов. Участники круглого стола выделили основные направления: усиление взаимодействия системы профобразования с бизнес-сообществом, переход к персонализированному выбору программ и гибридных схем обучения с использованием цифровых технологий; а также внесли предложения о дуальном образовании, проектных подходах к обучению, развитии центров профессиональных компетенций.
Вопросы профессионального образования и дополнительного образования взрослых вызвали широкую дискуссию у специалистов.
Мнением по обозначенной проблеме поделились начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Пищов, первый проректор Республиканского института профессионального образования Юлия Сычёва, первый проректор БНТУ Андрей Сафонов, заведующий кафедрой агробизнеса БГСХА Виктор Васильев и др.
Эксперты были едины во мнении: XXI век со своими кардинальными переменами диктует нам необходимость «образования через всю жизнь». В сфере профессионального образования необходимо повышение эффективности системы непрерывного профобразования рабочих в кадровом обеспечении инновационной экономики.
В целом, человеческий капитал является основой для устойчивого развития, поскольку именно через него достигается рост экономики и повышение уровня жизни населения. Важно сосредоточиться на развитии человеческого капитала и создании условий для его расширения, что позволит обеспечить долгосрочное устойчивое развитие на всех уровнях.
В завершение работы участники круглого стола высказали предложения по основным направлениям и механизмам стратегии управления развитием человеческого потенциала, учитывающие потребности будущего рынка труда и необходимость обновления системы профессионального образования, которые будут учтены при подготовке проекта НСУР–2040. Все новости