Выработаны
методические подходы к определению приоритетных для либерализации секторов
услуг в рамках формирования единого рынка услуг на основе межотраслевого
баланса; с использованием разработанного методического инструментария
произведена приоритизация видов экономической деятельности сферы услуг;
проанализирован мировой опыт развития и функционирования единых рынков услуг
(на примере ЕС и АСЕАН); проведен сравнительный анализ регулирования в
государствах-членах ЕАЭС на базе основных критериев признания содержательной
эквивалентности регулирования по 37 секторам услуг из перечня, утвержденного
Решением Высшего Евразийского экономического совета
№21; на основании результатов оценки содержательной эквивалентности
регулирования, а также анализа общесистемных проблем и с учетом мирового опыта
разработаны предложения по дальнейшему развитию единого рынка услуг в ЕАЭС.
Этап I. Провести мониторинг и
оценку инструментов Официальной помощи в целях развития.
В работе изучены и
проанализированы тенденции и перспективы Официальной помощи в целях развития на
краткосрочную и среднесрочную перспективу в сложившейся геополитической
обстановке. Официальная помощь в целях развития рассмотрена в качестве одного
из инструментов международного сотрудничества и механизма достижения глобальных
Целей в области устойчивого развития до 2030 г. Рассмотрены основные документы,
мероприятия в данной сфере сотрудничества и их результаты; проанализированы
инструменты Официальной помощи в целях развития, распределение средств помощи
по секторам сотрудничества и странам/регионам-получателям помощи; реформы,
проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области
распределения и учета Официальной помощи в целях развития; выявлены изменения
объемов и потоков финансовой помощи в целях развития ОЭСР после 2022 г.
Этап II. Проанализировать
современные тенденции и перспективы Официальной помощи в целях развития для
Республики Беларусь.
Проанализированы
возможности использования Республикой Беларусь инструментов Официальной помощи
в целях развития в среднесрочной перспективе для реализации целей
социально-экономического развития; определены и оценены основные перспективы в
области привлечения и использования Официальной помощи в целях развития в
Республике Беларусь; выявлены направления сотрудничества в целях развития
Республики Беларусь со значимыми странами-донорами Глобального Юга, не
входящими в ОЭСР, а также проанализированы основные приоритеты Российской
Федерации в области помощи в целях развития, в том числе потенциал
взаимодействия с Республикой Беларусь. Результаты настоящей работы могут быть
использованы заинтересованными органами государственного управления и
юридическими лицами Республики Беларусь в процессе подготовки, планирования и
реализации деятельности, связанной с привлечением и использованием Официальной
помощи в целях социально-экономического развития Республики Беларусь.
В ходе исследования проведен анализ динамики,
структуры и специфики развития экономик стран Африки, процессов
внутрирегиональной интеграции и факторов внешнего воздействия. Проведен анализ
внешней и внутренней торговли стран Африки, а также торговли Беларуси с
регионом, определены ключевые барьеры в торговле с африканскими странами. Предложен
методический подход к оценке перспективных объемов экспорта товаров и услуг
Беларуси в африканские страны с учетом ожидаемой динамики экономического роста,
уровня конкуренции и тарифных барьеров, географической удаленности и других
факторов. Проведена оценка перспектив экспорта на рынки 50-ти государств
региона в разрезе отдельных субпозиций товаров и видов услуг, в том числе на
наиболее вероятные рынки для закрепления (Египет, Кения, Нигерия, Зимбабве,
Экваториальная Гвинея, ЮАР). Сформированы предложения по перспективным
направлениям расширения экспорта товаров и услуг Беларуси в отдельные
африканские страны, по облегчению выхода на рынки Африки белорусских
предприятий.
«Разработать
методические подходы к оценке и прогнозированию интеграционных эффектов
Союзного государства»
Этап I. Разработать и
апробировать методический инструментарий оценки интеграционных эффектов
Союзного государства.
В рамках исследования
осуществлен анализ методических подходов, применяемых при оценке экономических
эффектов интеграционных объединений. Обоснована система показателей и
методических подходов к оценке эффектов от выполнения Союзных программ и
интеграционных эффектов Союзного государства. Рассчитаны эффекты от реализации
Союзных программ, поддающихся количественному измерению и завершенных в 2023 г.
Этап II. Разработать и
апробировать методические подходы к прогнозированию интеграционных эффектов в
рамках Союзного государства.
Осуществлена
количественная оценка влияния интеграции в рамках Союзного государства на
макропоказатели Республики Беларусь и Российской Федерации за 2021–2023 гг. Выявлены
роль и значение интеграционных эффектов для формирования прогноза
социально-экономического развития Союзного государств. Представлены предложения
к прогнозу социально-экономического развития Союзного государства на 2025 г. Рассчитаны
прогнозируемый эффект от реализации мероприятий Союзных программ для
белорусской экономики; вклад интеграции с Российской Федерацией в прирост ВВП в
2024–2025 гг.
В ходе исследования
проведен анализ внешней торговли товарами и услугами КНР, ее динамики,
структуры и особенностей, в том числе в контексте роста геополитического веса
Азии и торгового противостояния с США. Проанализирована внешняя торговля
Беларуси с КНР, рассмотрены актуальные условия, выявлены барьеры для
белорусского экспорта. Проведен анализ среднесрочных перспектив роста экономики
и импортного рынка КНР с учетом международных прогнозов, официальных планов и
программных документов КПК. Предложен подход к выявлению на базе динамики
поставок субпозиций товарного импорта КНР, наиболее перспективных для
наращивания экспорта из Беларуси. Разработан методический подход к прогнозу
потенциального экспорта Беларуси в КНР в разрезе отдельных субпозиций товаров и
видов услуг. Сформирован прогноз экспорта на среднесрочную перспективу в рамках
двух сценариев (в зависимости от динамики развития экономик сторон) и двух
подсценариев (с и без учета реализации скрытого потенциала). С учетом
полученных оценок и прогноза, инвестиционно-производственных планов и
возможностей Беларуси выделены перспективные направления расширения экспорта в
КНР и реализации его нераскрытого потенциала. Разработаны предложения по
ликвидации барьеров в торговле и направлениям действий по выходу на китайский
рынок.