ДВА СЦЕНАРИЯ: ВЕРОЯТНЫЙ И ПОЧТИ НЕВЕРОЯТНЫЙ
По данным Правительства, отрасль, которая до недавнего времени генерировала почти половину выручки от экспорта услуг, вынуждена серьезно перестраиваться из-за санкционных ограничений и военных действий в Украине.
Как известно, транспортные компании Беларуси вынуждены были полностью прекратить перевозки в украинском направлении, а также в страны Евросоюза, поскольку Брюсселем введен запрет для белорусских и российских компаний на перевозку грузов в пределах еврозоны.
Сегодня западные санкции действуют в отношении автомобильного, железнодорожного транспорта, а также распространяются на пассажирские авиаперевозки. Белорусские самолеты не могут летать в западном направлении, поскольку ЕС закрыл воздушное пространство для самолетов нашей страны.
С учетом большого влияния санкционного фактора эксперты проанализировали, как может развиваться ситуация в отрасли при различных сценариях. Исследование по данной теме опубликовано в «Экономическом бюллетене», издаваемом Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики.
Авторы совместной работы – кандидат экономических наук, заведующий отделом НИЭИ Минэкономики Дарья Квасова, младший научный сотрудник НИЭИ Виолетта Пинчук и кандидат экономических наук, начальник УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» Александр Хорошевич.
По степени влияния факторов, оказывавших в последние годы заметное влияние на транспортный сектор, эксперты выделили четыре возможных сценария развития событий.
Наиболее вероятной им представляется ситуация, в рамках которой санкционное давление сохранится на нынешнем уровне. В этом случае, считают экономисты, основу транспортного комплекса Беларуси составят логистические направления в рамках ЕАЭС.
«Грузовые перевозки будут направлены на обеспечение сокращения времени перевозки при дальнейшем использовании варианта погрузки в страны дальней дуги с целью открытия новых направлений следования составов и развития двусторонних отношений с операторами дружественных стран», – предполагают авторы исследования. По их предположению, работа грузового автомобильного транспорта будет связана с перевозками в страны ЕАЭС, Средней Азии и Закавказья; импульс также получат каботажные перевозки по территории России. Кроме того, предполагается, что начнет развиваться грузовой воздушный транспорт.
В условиях сохранения санкционного давления транспортно-логистические маршруты продолжат выстраиваться на основе существующих направлений, считают эксперты.
Второй сценарий, рассматриваемый экономистами, – смягчение санкционного давления. В этом случае, по их мнению, у транспортной отрасли появится возможность восстановить утраченные деловые связи и разрушенные цепочки поставок с западными странами.
«Работа грузового автомобильного транспорта будет направлена на восстановление прежних маршрутов доставки через прохождение пунктов автомобильного пропуска на границе с Польшей на территорию ЕС. Это позволит нарастить и объемы транзитных перевозок», – предполагают авторы исследования. При таком благоприятном сценарии, считают они, получит развитие трубопроводный транспорт, а также пассажирские авиаперевозки.
Однако из выводов, к которым пришли эксперты, следует, что значительное ослабление санкционного давления не представляется вероятным. Аналитики склоняются к тому, что, скорее, возможен вариант лишь «некоторого незначительного ослабления введенных ранее ограничений (в т.ч. в границах отдельных направлений следования или отдельных номенклатурных групп грузов)».
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ
С учетом накопленного за последние годы опыта исследователи также допустили в рамках своей работы еще два сценария – ухудшение эпидемиологической среды и усиление санкций.
Распространение в мире новой инфекции или новых высокопатогенных штаммов коронавируса может стать очередным вызовом для транспортной отрасли. В наибольшей мере, полагают эксперты, пандемия может повлиять на пассажирские перевозки.
«Одним из наиболее уязвимых видов транспорта при распространении инфекций станет городской электрический транспорт и метрополитен. Связано это с необходимостью соблюдения социальной дистанции, а также с переходом части пассажиров на работу в удаленном режиме», – предполагают авторы публикации.
Международные перевозки, по их мнению, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации могут пострадать, если страны начнут вновь вводить ограничения на перемещение людей и грузов.
Другой негативный сценарий, который может привести к новым ограничениям, – усиление санкционного давления на Беларусь.
«В случае усиления прямого или косвенного санкционного давления на транспортный комплекс по сравнению с существующим ныне уровнем будет наблюдаться более активное и агрессивное развитие восточного направления с минимальным поддержанием связей с недружественными странами», – прогнозируют экономисты.
Характер и направленность мер по развитию транспортного комплекса, по их мнению, во многом будет определяться степенью жесткости новых санкций. Большое влияние на транспортно-логистические цепочки окажут прямые санкции (если они будут введены), касающиеся не только транспортного комплекса, но и предприятий, а также продукции производственного сектора, предполагают авторы исследования.
В этом случае ожидается, рост значимости и количества квот разрешений на осуществление международных перевозок и активизация работы по заключению соглашений о безразрешительной системе перевозок с дружественными странами.
Активную работу в этом направлении Правительство уже проводит. Вице-премьер Анатолий Сивак, выступая в белорусском парламенте осенью прошлого года, рассказал, что подписанное с Россией соглашение о международных автомобильных перевозках предусматривает поэтапную отмену разрешительной системы на перевозки с участием третьих стран.
Реализация иных договоренностей с иностранными государствами на осуществление белорусскими организациями международных автомобильных перевозок грузов также приносит свои плоды.
По данным, озвученным в Палате представителей в 2023 г., белорусским перевозчикам удалось получить 28,1 тыс. дополнительных разрешений от Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Китая, Монголии, Турции и Узбекистана (их оказалось в 1,7 раза больше в сравнении с первичной квотой разрешений по указанным странам).
Таким образом, напрашивается вывод: транспортная отрасль готовится к продолжению работы при любых санкционных ограничениях.
Дмитрий Заяц «Экономическая газета»
Все новости