Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 271-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1
21.11.2023

Старший научный сотрудник отдела мобилизационной подготовки экономики НИЭИ Министерства экономики Виталий Савостей рассказал читателям «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» о совершенствовании взаимодействия организаций с органами местного управления и государственными заказчиками в особый период.

В настоящее время в Беларуси принимаются поправки в ряд законов. Один из них – закон «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности».

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-майор Виктор Гулевич на заседании десятой сессии Палаты представителей седьмого созыва, представляя вышеуказанный законопроект, подчеркнул: «Практика проведения мобилизационных мероприятий в последние годы и опыт соседних государств показали необходимость создания в республике единого органа, осуществляющего формирование государственной политики в области мобилизационной подготовки экономики».

Вопросы мобилизации экономики относятся к направлениям работы Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 


– Виталий Романович, важнейшей задачей экономического обеспечения обороноспособности страны является совершенствование системы мобилизационной подготовки экономики. В чем это заключается?

– Прежде всего – в заблаговременном создании условий для устойчивого функционирования объектов экономики. Непрерывное совершенствование средств и способов экономического обеспечения потребностей в обороноспособности страны требует постоянного поиска путей организации и совершенствования взаимодействия, особенно на региональном уровне, на котором организационно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки всегда отставало и часто рассматривалось как второстепенное.

Взаимодействие при выполнении мероприятий мобилизационной подготовки организаций с органами местного управления и государственными заказчиками осуществляется в интересах повышения оперативности решения задач мобилизационной подготовки, выработки алгоритма действий по поддержанию высокой готовности организации, должностных лиц и персонала к переводу на режим функционирования в экстремальных условиях. Оно направлено на решение конкретных задач в процессе практического выполнения мероприятий. При этом детализируются в необходимой степени взаимные действия, которые были определены при планировании мероприятий мобилизационной подготовки. В необходимых случаях конкретизируется порядок поддержания взаимодействия и его восстановления при выполнении мероприятий мобилизационной подготовки.

– Каковы основные задачи совершенствования взаимодействия?

– Во‑первых, обеспечение устойчивого функционирования организаций в экстремальных условиях. Вторая задача — формирование в мирное время и поддержание в постоянной готовности сил и средств, обеспечивающих надежную организацию взаимодействия. Также следует уделить внимание подготовке и повышению квалификации органов управления организаций с целью достижения согласованных действий с органами местного управления, заказчиками и поставщиками продукции. Необходимо обеспечить своевременное выполнение комплекса подготовительных мероприятий и действий по переводу организаций (развертывание производства), а также структур гражданской и территориальной обороны на работу в угрожаемый и военный период, оказать содействие местным органам военного управления по мобилизации граждан, транспортных средств, в территориальных вопросах обороны.

– В ходе исследования данной темы были выработаны направления взаимодействия. Какие из них являются основными?

– Взаимодействие организаций с органами местного управления и государственными заказчиками при поставках продукции в целях обеспечения обороны страны в угрожаемый период и в военное время требует совершенствования по следующим основным направлениям: организация поставок продукции (работ, услуг) мобилизационного назначения; энергоснабжение и обеспечение коммунальными услугами; обеспечение мобилизационными материальными резервами; выполнение работы в области бронирования военнообязанных; организация военно-транспортной обязанности; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; территориальная оборона; взаимодействие в сфере финансового обеспечения; отработка взаимодействия при проведении учений по мобилизационной подготовке.

С учетом опыта современных военных конфликтов особое и первоочередное внимание следует уделять таким направлениям взаимодействия, как предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, территориальная оборона, энергоснабжение и обеспеченость коммунальными услугами.

– На какие аспекты следует обратить внимание должностным лицам при организации работы в данном направлении?

– На характер взаимодействия в условиях военного времени могут оказывать влияние неожиданность, внезапность и стремительность происходящих событий. Когда они возникают, перед руководством организаций встают задачи, не свойственные стационарному режиму работы в мирное время. Контрмеры должны приниматься срочно, однако обычный порядок деятельности не позволяет этого сделать по ряду причин: существующие планы работы не соответствуют новой ситуации; внезапность возникшей ситуации и неопределенность оценок ее возможных последствий; появление новых, не свойственных мирному времени задач; информация, которую следует изучить и проанализировать, поступает мощным потоком и трудна для восприятия без необходимой агрегации; сложность изменения стиля мышления и деятельности руководителей в условиях скачкообразных, неожиданных изменений; инициатива снизу, повышающая в обычных условиях эффективность принимаемых решений, в военное время может утратить свою действенность и оказаться небезопасной.

Таким образом, при организации взаимодействия должностные лица обязаны не только правильно понимать цели, задачи и способы выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, но и постоянно владеть складывающейся обстановкой, иметь надежную связь и обмениваться текущей информацией.

Все новости