10.11.2023
По результатам работы ХХIV Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития» в журнале «Финансы, учет, аудит» опубликована статья кандидата экономических наук Георгия Грица «Цифровой госплан: реалии и ожидания»
В ходе мероприятия экспертное
сообщество обсудило ряд актуальных тем, но наиболее жаркие дискуссии вызвала
идея, высказанная заместителем Главы Администрации Президента Беларуси Максимом
Ермоловичем, о воссоздании с учетом нынешних реалий элементов Госплана как еще
одного инструмента к существующей госсистеме прогнозирования и планирования.
- В
текущий период трансформации глобальных экономических отношений советский опыт
планирования, естественно, адаптированный к современным реалиям, может быть
востребован. Обратимся к российской практике. За возвращение элементов
государственного краткосрочного (трех-, пятилетнего), среднесрочного и
долгосрочного планирования с помощью автоматизированных систем высказалось
большинство из почти трех сотен руководителей высшего и среднего звена ведущих
российских промышленных компаний (78,5%). Об этом говорится в исследовании,
которое проводилось по заказу Министерства науки и высшего образования в рамках
проекта «ДНК России». Подчеркнем, что здесь речь не идет о повторении подходов
советских времен.
- Сегодня
мы являемся свидетелями глобальной турбулентности практически во всех сегментах
мировой экономики. О чем именно идет речь? Конечно, не о том, что раньше
называлось централизованным планированием, квинтэссенцией которого был
советский Госплан. Но после Второй мировой войны был и другой тип планирования,
различные вариации которого мы видим и сегодня в Китае, Франции, Японии, Индии,
Италии, Нидерландах, Бельгии, Южной Корее, Малайзии и даже в Великобритании и
США. В реальности государственное планирование не противоречит базовым
принципам рынка и конкуренции в частности. По факту его уже используют, правда,
с учетом национальных особенностей, почти все развитые и успешно развивающиеся
страны, причем независимо от политического устройства. Планируется
научно-техническое, социально-экономическое, энергетическое развитие, а
денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика синхронизируется с ними.
- В
нынешний период глобальной турбулентности и организации нового миропорядка роль
государственного планирования ключевых параметров социально-экономического
развития будет только возрастать. В этой части созданная за годы независимости
уникальная белорусская модель управления, с одной стороны, находится в тренде,
но с другой – будет требовать постоянного совершенствования. Процесс перехода к
шестому технологическому укладу, который сейчас идет полным ходом, определяет
необходимость внедрения новых, аддитивных к современным реалиям моделей регулирования,
основанных на IТ-технологиях и воспитании национальной элиты менеджеров как
среди госорганов, так непосредственно в народном хозяйстве.
- В
Беларуси переходят от слов к конкретным делам. Как сообщил заместитель Главы
Администрации Президента Максим Ермолович, по поручению Александра Лукашенко
уже проработан вопрос создания Центра стратегических проектов. Новая структура,
по замыслу разработчиков, должна нарабатывать идеи масштабных проектов,
просчитывать их эффективность, определять источники финансирования,
контролировать ход реализации и т.д. Подобные функции в СССР, по сути, и
выполнял Госплан. Появится при Президенте и Совет по стратегическим
инвестпроектам. Вполне логично, что в период, когда современные реалии требуют быстродействия,
а имеющиеся ресурсы ограничены, стоит обратиться к прошлому, где обычно кроются
ответы на вопросы настоящего.
Все новости