Представители республиканских органов государственного управления, научных и образовательных кругов, общественных организаций, бизнес-сообщества, эксперты-экономисты обсудили проект Национальной стратегии устойчивого развития до 20240 года.
При разработке НСУР-2040 учитывались мировые тренды и вызовы на горизонте 15 лет, которые могут повлиять на развитие нашей страны, а при постановке целей и задач обеспечено максимально возможное сопряжение с 17 глобальными Целями Повестки дня ООН с учетом национальных особенностей.
Первый заместитель директора по научной работе НИЭИ Минэкономики Людмила Боровик в своем выступлении подчеркнула, что рекомендации, полученные в рамках общественного обсуждения, помогли значительно улучшить разрабатываемый проект. Учтено более ста замечаний и предложений, касающихся в основном социальных и экономических компонентов. Большинство предложений затрагивали такой глобальный тренд, как нарастание демографических угроз. Например, в новой редакции изложен раздел «Укрепление семейных ценностей и обеспечение равных возможностей для развития личностного потенциала». Акцент сделан на расширении использования потенциала лиц старших возрастов, улучшении качества их жизни посредством мер активного долголетия, включая вовлечение лиц «серебряного» возраста в общественно-полезную деятельность, развитие рынка услуг для пожилых людей, различные механизмы их социальной поддержки.
Изменения коснулись и раздела «Демографический императив устойчивого и безопасного развития», в котором определены цели и задачи социальной политики. С учетом предложений стейкхолдеров стратегическая цель в области народонаселения была изложена в следующей редакции: «Обеспечение перехода к устойчивому воспроизводству населения посредством укрепления семейных ценностей, создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей, улучшения здоровья и роста ожидаемой продолжительности жизни населения, формирования миграционных процессов в интересах страны».
Оживленную дискуссию при обсуждении представленного проекта НСУР-2040 вызвала стратегия управления развитием человеческого потенциала в части, касающейся трактовок понятий «семейные ценности» и «демографическая устойчивость».
В ходе проведения заседания также были обозначены изменения и уточнения, внесенные в другие структурные части проекта НСУР-2040.
Следует отметить, что государство стало более открытым в равноправном диалоге с бизнес-сообществом, в рамках партнерского взаимодействия с общественными институтами, развития государственно-частного партнерства и активного участия граждан в принятии управленческих решений.
Свои точки зрения по развитию регуляторной политики предпринимательства и ее приоритетам на долгосрочный период высказали директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Жанна Тарасевич и председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей, председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец.
Заместитель начальника управления Департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Республики Беларусь Станислав Василевский в ходе обсуждения внес дополнения и предложения, касающиеся внешнеэкономического курса Республики Беларусь.
Следует отметить профессиональную компетентность и активную позицию всех членов Общественного совета по формированию и мониторингу стратегий устойчивого развития, а также их вовлеченность в работу над документом государственного прогнозирования.
В ходе дискуссии участники обменялись мнениями и обозначили вопросы, которые требуют доработки при подготовке проекта НСУР-2040, а также подчеркнули чрезвычайную важность генерации предложений, направленных на достижение общих стратегических целей развития страны.
Справочно. Общественный совет по формированию и мониторингу стратегий устойчивого развития создан в 2017 году, как совещательный и консультативный орган при Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики Республики Беларусь для привлечения научных и образовательных кругов, международных организаций, бизнес-сообщества и других структур гражданского общества к разработке стратегии устойчивого развития, для мониторинга ее реализации, выработки целей и приоритетов социально-экономического развития на долгосрочный период.