Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 271-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1
26.02.2024

Экспертное мнение заведующей отделом прогнозирования доходов и уровня жизни населения Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь Галины Корж в статье корреспондента агентства «Минск-Новости»

Галина Георгиевна, полагаю, вначале все же надо пояснить, что значит термин «реальный» в отношении зарплаты. Большинство обывателей таковой склонны считать сумму денежных купюр, которые в день получки шелестят в кармане или приходят на банковскую карту. А уровень своих доходов они определяют соотношением этой суммы с ценами в магазинах. Так ли это?

– Лишь отчасти. В экономике и статистике всегда присутствуют два вида зарплат: номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республи­ки Беларусь и их реальная заработная плата. С первой, думаю, все понятно – это вся сумма заработка, начисленная работнику, с учетом налогов и отчислений (подоходный налог, отчисления в Фонд социальной защиты населения, взнос в профсоюз и прочее). А вот вторая, скажем так, как раз и отражает покупательную способность заработанных средств: номинальная зарплата делится на индекс потребительских цен в стране, сложившийся на данный момент. И если посмотреть на динамику роста этих видов зарплат, то она не совпадает. Начисленная средняя зарплата росла постоянно и по сравнению с 2010 годом увеличилась в 15,6 раза. В то же время реальная – в 2,2 раза. Более того, в новейшей истории нашей страны были годы, когда реальная зарплата не только не прирастала, но даже несколько уменьшалась по сравнению с годом предшествующим. Например, в 2022-м по отношению к 2021-му она составила 98,2%. Вероятно, сказались санкции коллективного Запада в отношении нашей страны, подорожание импортных товаров. Однако по итогам 2023-го динамика роста реальной зарплаты составила уже 111%.

Чем отличается реальная заработная плата от реально располагаемых денежных доходов? Означает ли это, что наши граждане живут не только на зарплату?

– Многие – да. Кроме зарплаты они имеют доход от предпринимательской деятельности, получают различные социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии). Немало и тех, кто сдает в аренду жилье, имеет копеечку от реализации продукции личного подсобного хозяйства или с дачи, процентов от вкладов и т. д.

Но, конечно, основа роста реальных располагаемых денежных доходов все же стабильный рост главных структурных составляющих — заработной платы и пенсий. Например, среднемесячная номинальная начисленная зарплата в 2023 году составила 1902,3 рубля, увеличившись за год в номинальном выражении на 16,7%, в реальном – на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, а в бюджетном секторе – повышение базовой ставки работников бюджетных организаций (на 10,8%), оптимизация их численности и развитие внебюджетной деятельности, введение стимулирующих выплат отдельным категориям работников отраслей социальной сферы (врачи, учителя, работники культуры, спорта, социального обслуживания). Высокий реальный темп роста зарплаты обеспечен и за счет мер по существенному снижению инфляции.

Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в 2023 году составил 703,34 рубля и увеличился на 16,7%. Причем пенсии по возрасту в прошлом году повышались дважды (с 1 мая – на 5%, с 1 сентября – на 5%). Увеличены также размеры социальных пенсий и различных видов пособий, увязанных с ростом бюджета прожиточного минимума (БПМ).

В стране реализуется широкий комплекс мер по поддержке семей с детьми, оказанию адресной помощи малообеспеченным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в 2023 году государственная адресная социальная помощь предоставлена 266,8 тысячи человек.

Средний размер ежемесячного социального пособия составил 113,9 рубля, а единовременного социального пособия – 188,4 рубля.

Не остаются без внимания и помощи государства пожилые одинокие граждане и другие социально уязвимые слои общества. В стране работают 146 территориальных центров социального обслуживания населения (9 из них находятся в Минске), социальные услуги в которых получают более 137 тысяч человек, в том числе 102 тысячи граждан – социальную помощь на дому.

Еще один важный социальный показатель общества коэффициент Джини, который характеризует степень расслоения населения по уровню доходов. Как по этому показателю выглядит наша страна на фоне других?

– Сегодня коэффициент Джини в Беларуси – один из самых низких не только среди стран ЕАЭС, но и среди большинства государств мирового сообщества. Хотя в разные годы нашей новейшей истории он также колебался, порой довольно резко.


В 2022 году коэффициент Джини в Республике Беларусь составлял 0,268. Это меньше, чем в других странах ЕАЭС: в Казахстане он равнялся 0,285, Армении – 0,352, Российской Федерации – 0,396, Кыргызстане – 0,422.


В западных государствах диапазон коэффициента колебался от 0,288 в Польше до 0,398 в США (чем ниже данный коэффициент, тем меньше неравенство населения по доходам).

Результатом активной социальной политики белорусского государства является последовательное снижение уровня малообеспеченности населения: с 7,3% в 2011 году до 3,7% в январе – сентябре 2023-го.


Еще более разительный контраст виден, если проследить динамику уровня малообеспеченности с 1995 года: в конце 1990-х к малообеспеченным относилась едва ли не половина населения.


Галина Георгиевна, а как определить ту грань, после которой семья считается малообеспеченной?

– Если ее среднедушевые доходы по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала. БПМ повышается 4 раза в год, нынешний его размер действует с 1 февраля нынешнего года по 30 апреля. В среднем на душу населения по сравнению с его значением, установленным с 1 ноября 2023-го, БПМ увеличился на 10,6% и составляет 406,74 рубля. Рост этого социального норматива обусловлен в первую очередь изменением качественного состава минимального набора продуктов питания, входящего в прожиточный минимум, утвержденным решением правительства от 9 октября 2023 года № 666. Наибольший размер БПМ предусмотрен для трудящегося населения и детей от 3 до 18 лет: 434,60 рубля и 406,03 рубля соответственно. Далее идут дети от 3 до 6 лет (349,09 рубля), пенсионеры (298,43 рубля) и дети до 3 лет (260,39 рубля).

Можно ли утверждать, например, что человек с минимальной пенсией попадает в категорию малообеспеченных?

– Сегодня сам механизм исчисления минимальной пенсии по возрасту исключает подобное. Минимальная пенсия исчисляется в размере 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала. Поэтому с 1 февраля 2024 года минимальный размер пенсии по возрасту составил бы 101,69 рубля. Однако к минимальным размерам пенсии по возрасту постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 года № 1976 устанавливается доплата в размере 20% от средней зарплаты работников по республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий. С 1 февраля 2024 года она составляла 1 668,15 рубля, соответственно, размер доплаты по постановлению № 1976 будет 333,63 рубля. Если суммировать эти цифры (101,69 + 333,63), то получим 435,32 рубля. Как видим, это на 130 рублей больше действующего сегодня БПМ для пенсионеров.

Встретившись с заведующей отделом прогнозирования доходов и уровня жизни населения Научно-исследовательского экономического института, не могу не спросить о дальнейших перспективах относительно наших доходов и уровня жизни.

– Прогноз, особенно на отдаленную перспективу, является сложной научной задачей. Поэтому давайте оставим его для нашей работы.

А вот перспективы нынешнего года по дальнейшему повышению уровня жизни населения известны, зафиксированы в документах Президента и правительства. Реальные располагаемые денежные доходы населения прирастут на 3,5%.

Росту зарплаты работников бюджетной сферы поспособствует повышение с 1 января 2024 года базовой ставки до 250 рублей (на 9,6% к январю 2023-го). С 1 января 2024-го также увеличился размер минимальной заработной платы – до 626 рублей (плюс 13% к предыдущему).

С 1 февраля решением Главы государства повысились на 10% все виды трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Получателями пенсий в нашей стране, напомню, являются 2,4 млн человек, то есть каждый четвертый житель.

Особое внимание – семьям с детьми. По данным Министерства труда и социальной защиты, в 2024 году на выплату пособий таким семьям предусмотрено 3,4 млрд рублей. При этом единовременное пособие при рождении первого ребенка выплачивается в размере 4 067,40 рубля, второго и последующих – 5 694,36 рубля. Увеличены размеры ежемесячных пособий на детей в возрасте до 3 лет: на первого ребенка – 724,85 рубля, второго и последующих – 828,40 рубля, ребенка-инвалида – 931,95 рубля. Размер семейного капитала, назначаемый многодетным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего либо последующего ребенка, с 1 января 2024-го составляет 31 480 рублей. На 1 февраля 2024-го открыто 134 703 вклада семейного капитала.

И это далеко не полный перечень мер, которые предпринимает белорусское государство для повышения уровня жизни своих граждан.

Беседовал Владимир Николайчук

Все новости