Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 271-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1
24.01.2024

Экспертное мнение старшего научного сотрудника отдела методологии разработки и мониторинга реализации государственных программ Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь Наталии Назаровой представлено в журнале «Финансы. Учет. Аудит».

Повышение эффективности госрасходов является одной из приоритетных задач для Беларуси. Поиск путей к достижению этой цели имеет большое значение. В настоящее время в мире накоплен достаточно успешный опыт применения бюджетирования, ориентированного на результат, в части оценки производительности реализации государственных программ. Отдельные идеи могут быть имплементированы в отечественную практику.

С 2016 года в Беларуси внедряется программно-целевой метод бюджетного планирования (переход от акцента на расходы к предположительным результатам). На текущем этапе у нас совершенствуются подходы к его использованию с целью повышения отдачи от понесенных затрат и достижения целей социально-экономического развития Республики Беларусь. В связи с этим интересны примеры бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), среди стран ОЭСР.

Во всем мире БОР получило признание как способ оптимизации использования государственных финансов. Согласно определению ОЭСР, «…бюджетирование, ориентированное на результат – это систематическое использование информации о результатах или воздействии госполитики с целью информирования, влияния или определения уровня государственных средств, выделяемых на эту политику в бюджетном процессе». Благодаря Инициативе Еврокомиссии в 2015 г., практика его применения получила широкое распространение в странах ЕС.

Наиболее любопытна практика возникновения и совершенствования БОР в Австрии, Франции, Ирландии, Швеции, Эстонии.

Австрийскую систему в настоящее время можно охарактеризовать как ориентированную на производительность.

Ключевой особенностью реформы является согласование годового и многолетнего составления бюджета. С 2013 г. для обеспечения долгосрочной перспективы прогнозы формируются сроком на 30 лет.

Создан веб-инструмент для облегчения регистрации необходимых сведений о федеральных учреждениях, создано новое специальное бюджетное управление на правительственном уровне, усилилась роль Парламента и Счетной палаты. Для обеспечения правильного функционирования БОР в стране предусмотрено проведение периодического внешнего анализа.

Включение во французские реалии БОР (также ориентированную на производительность) осуществлялось путем кардинальных изменений бюджетных правил. Была создана единая рамочная программа, направленная на ежегодный полный пересмотр и обновление бюджета, утверждена новая номенклатура с целью оптимального определения направлений расходов денежных ресурсов в различных областях, сокращено количество индикаторов и целей в документе.

Государственный бюджет Франции состоит из 31 «миссии», каждая из которых включает несколько программ. Они имеют конкретную стратегию, задачи и количественные нормативы эффективности.

Внедрение в Ирландии БОР осуществлялось в два этапа, в контексте долгового кризиса 2011–2013 гг. и 2014–2016 гг. в соответствии с заранее определенной дорожной картой.

Наиболее заметным изменением, внесенным реформой, стала система среднесрочных расходов, обеспечившая многолетнее планирование, установление предельных значений и финансовой дисциплины.

Параллельно появился всесторонний анализ расходов посредством их обзоров (с трехлетним скользящим циклом). В настоящее время БОР в Ирландии является ориентированным на эффективность.

Швеция перешла на БОР еще три десятилетия назад, разделив политику и администрирование между министерствами и ведомствами. Государство расширило участие парламента в надзоре за служебной деятельностью, создав в 2000 г. неофициальную рабочую группу из сотрудников Министерства финансов и профильного комитета Рикстага.

Госконтроль Швеции рассматривает отчетность учреждений в соответствии с Законом о бюджете и анализирует их годовые отчеты. При этом особенностью БОР в Швеции от вышеперечисленных стран является отсутствие ЦИС. Министерства и ведомства обычно представляют годовую отчетность об исполнении бюджета в виде некоторой национальной статистики.

К числу стран, которые в настоящее время переходят к составлению БОР, относится и Эстония. Страна пошла на реформу бюджетирования, используя трехэтапный подход в течение восьми лет. По мнению авторов инициативы, это решение позволит обеспечить гибкость для адаптации бюджета к новациям. Основа изменений – регулирование стратегического планирования и управление, ориентированное на результат. В связи с переходом министерствам рекомендовали пойти на сокращение количества целей госпрограмм и обеспечение их четкой взаимоувязки с показателями продуктивности. Эти преобразования направлены на повышение действенности государственных услуг, призваны улучшить процесс принятия бюджетных решений и повысить их прозрачность. Кроме того, предприняты меры по приведению целевых индикаторов в долгосрочных стратегических документах в соответствие с оперативными.

Таким образом, рассмотренный опыт представляет интерес для Беларуси в части осуществления мониторинга и оценок госпрограмм, подпрограмм и их задач, в том числе детальных. Ввиду отсутствия веб-ресурса, содержащего сведения о реализованных мероприятиях и потраченных на них средствах, представляется полезным изучение практики функционирования подобных систем в вышеназванных странах. 
Все новости