Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 271-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1
14.03.2024

Экспертное мнение директора Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь Натальи Берченко в статье корреспондента газеты «Рэспублiка» Владимира Волчкова

Наталья Берченко: Разработка национальной стратегии требует максимальной вовлеченности и консолидации общества.

Технология устойчивого будущего

Сегодня, как никогда, справедлив принцип: действовать надо тактически, а мыслить – стратегически. Благодаря продуманным и проактивным мерам Беларуси удалось с минимальными потерями пройти трудный ковидный период, не упасть из-за шквальных санкций, оперативно решить текущие сложности и в конечном счете выйти на экономический рост. Но теперь перед страной, ее руководством, элитами, обществом стоит непростой вопрос: как совершенствоваться дальше исходя из текущих трансформаций на планете и возможного будущего ландшафта глобального мира? Сейчас начинается активная фаза разработки Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года (НСУР-2040). Ключевой организацией в этом процессе является Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики. О специфике разработки системных документов развития, значении их для страны и общества поговорили с директором НИЭИ Министерства экономики Натальей Берченко.

Предотвратить угрозы, реализовать возможности

– В условиях высокой неопределенности мировой экономики достаточно сложно предугадать будущее, спрогнозировать, какими будут мир и динамика его развития при разноплановых тенденциях. Для Беларуси –государства с открытой экономикой – неопределенность имеет огромное значение. Вместе с тем глобальные изменения не отменяют важности стратегического планирования национального развития. Напротив, чем больше неопределенность внешнего контура, тем более важно определиться с национальными приоритетами и целями, понять, какие внешние изменения представляют угрозу, а какие дают новые возможности. Стратегия крайне важна, потому что предотвращение долгосрочных угроз и реализация новых возможностей – это, как правило, дело не одного дня или месяца. Такая задача не решается мгновенно. В некоторых случаях для этого нужны годы, и эта объективная реальность, требует национальной стратегии развития. Она, говоря образно, определяет порт следования национального корабля. По пути могут меняться ветра, штиль может смениться штормом. Команда должна лавировать, менять паруса, корректировать курс, но конечный пункт назначения при этом измениться не должен.

Новые геополитические реалии кардинально изменили характер и условия внешней среды, в которой развивается белорусская экономика. Кроме того, стремительно разворачивающийся новый технологический уклад, основой которого выступают цифровые, когнитивные, нанотехнологии, генная инженерия, стал уже осязаемой реальностью. Однако неизменным остается наш стратегический ориентир и ключевые, концептуальные приоритеты Беларуси: сохранение государственности и суверенитета, социальной модели экономики и социальной же справедливости, обеспечение национальной безопасности, рост благосостояния и качества жизни граждан. Задача в том, чтобы продумать необходимые и доступные составляющие их решения в новых условиях.

В духе времени

– Законодательная база в части обеспечения планирования и прогнозирования социально-экономического развития действует в Беларуси с 1990-х. В мае 1998 года был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», заложивший научные основы госпланирования и прогнозирования макроэкономического развития страны как постоянного процесса. В июле 2023-го в этот документ были внесены изменения.

Во-первых, четко разграничены документы государственного планирования и государственного прогнозирования. К первым отнесены программа социально-экономического развития Беларуси на среднесрочный период, а также госпрограммы, госпрограммы научных исследований, научно-технические программы, программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц.

В систему документов государственного прогнозирования входит Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР-2040), которая определяет контуры белорусской социально-экономической модели на предстоящие 15 лет. Первая НСУР разработана еще в 1997 году. Сегодня мы разрабатываем уже шестой документ – НСУР на период до 2040года.

Новый элемент системы прогнозирования – комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП). Его положения служат основой для определения приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности. По сути, законодательно закреплена задающая роль КП НТП в долгосрочном прогнозно-программном цикле. Перечень перспективных технологий учитывается при разработке НСУР, отраслевых стратегий и пятилетних программ развития страны.

Во-вторых, в систему госпрогнозирования включены отраслевые стратегии, разрабатываемые каждые пять лет с горизонтом на десять прогнозных лет.

В-третьих, обновленный закон повысил статус пятилетней программы социально-экономического развития, которая будет утверждаться решением Всебелорусского народного собрания, а концепция программы – одобряться Президентом страны.

В-четвертых, закреплены механизм согласования и общественного обсуждения документов государственного планирования и прогнозирования, возможность их корректировки.

Помимо актуализации нормативной базы планирования и прогнозирования, совершенствуются методические обоснования прогнозов развития экономики страны, отраслей, регионов.

Традиционно при разработке стратегий развития мы широко используем сценарный подход и различные методы экономико-математического моделирования. В то же время практика построения прогноза развития Беларуси в условиях новых вызовов показала актуальность комплекса вопросов по применению целевых моделей роста. Требуют более глубокого методического осмысления и проработки практические инструменты прогнозирования на основе национального портфеля инвестиционных проектов, формирования целевых цепочек создания добавленной стоимости, на их основе – новых отраслей и производств, а также подкрепления их необходимыми ресурсами и финансированием. В новых реалиях решение этих вопросов переходит в плоскость управления национальной безопасностью.

Интеграция в рамках Союзного государства, стран ЕАЭС также ставит новые задачи поиска взаимовыгодных точек взаимодействия и сопряжения на всех уровнях. Задача, которая крайне актуальна. Для Беларуси ключевой компонент – обеспечение технологической безопасности. Наша экономика комплексная, у нас много заделов в различных секторах науки и производства. В нынешних условиях тем более важно определиться с долгосрочной специализацией, когда каждый должен выполнять свою роль и функцию. Стратегия важна для производственного сектора и бизнеса. Когда понятно, на каких направлениях страна концентрируется, тогда каждый может найти свою нишу. И если успел, то для тебя гарантированы сбыт и развитие предприятия.

Помимо этого, мировой и отечественный опыт показывает: недостаточно выработать правильный курс. Главное – обеспечить его реализацию. В этом плане наиболее остро стоят вопросы межсекторного взаимодействия, выхода за рамки ведомственных интересов, скорости решения комплексных задач. Необходимо учиться построению взаимовыгодных партнерств между властью, бизнесом, наукой, различными группами населения. Без такой консолидации и осознанного сотрудничества национальная стратегия просто не может быть реализована.

Со справедливым консенсусом

– НСУР, помимо функции стратегического целеполагания также выполняет функции объединения ресурсов, консолидации общества, позиционирования страны на внешнем контуре. Для успешной реализации этих функций важны и необходимы не только общественное обсуждение проектов стратегий и программ развития страны, но и непосредственная вовлеченность различных групп общества в процесс их разработки.

Сам факт подготовки стратегии с привлечением представителей бизнес-сообщества, научных кругов и образовательных учреждений, общественных организаций важен прежде всего для определения позиций бизнеса и гражданского сообщества, самих людей в столь значимом для страны вопросе –формировании национальной модели устойчивого развития в будущем.

Практика общественных обсуждений важных стратегических документов широко применяется во всем мире. В отношении стратегического развития принцип открытости закреплен в новом Законе «О государственном прогнозировании и государственном планировании».

Если говорить о процессе разработки проекта НСУР-2040, то для выявления общественного мнения, учета предложений и замечаний различных социальных групп предусмотрены организация конференций, диалоговых площадок, проведение круглых столов, форсайт-сессий, научных семинаров по экономическим, социальным и экологическим вопросам устойчивого развития.

Обсуждение основных положений НСУР-2040 предполагается в рамках заседаний временных секторальных групп при Министерстве экономики, Общественного совета по мониторингу и оценке устойчивого развития, созданного на базе НИЭИ Минэкономики с участием экспертов из научных и образовательных учреждений, бизнес-кругов, представителей гражданского сообщества, международных организаций.

Предусматривается также официальное опубликование проекта концепции и проекта НСУР-2040 на сайте ведомства. Здесь важна обратная связь, чтобы люди понимали: их предложение рассмотрено, оно принято или отклонено, как это повлияло на конечный результат. К этому вопросу нельзя относиться формально. И Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь активно работает в части информационного обеспечения стратегического развития.

 

Владимир Волчков, газета «Рэспублiка». 
Все новости