Изучены
характеристики и этапы развития системы местного управления и самоуправления
Республики Беларусь; выявлены и систематизированы проблемы эффективного
функционирования системы местного управления и самоуправления Республики
Беларусь с проведением анализа тенденций и сравнительных параметров
демографического, экономического, социального развития
административно-территориальных единиц; обоснованы подходы и направления
повышения эффективности функционирования системы местного управления и
самоуправления Республики Беларусь.
Обобщены
и систематизированы основные подходы к проведению
административно-территориальных преобразований на основе изучения
отечественного и зарубежного опыта. Дано обоснование цели и задач оптимизации административно-территориального
деления Республики Беларусь на современном этапе социально-экономического
развития. Определены основные принципы, факторы и критерии выделения
административно-территориальных единиц (далее - АТЕ) различного уровня.
Разработаны сценарии оптимизации административно-территориального устройства
Республики Беларусь с определением возможных угроз и рисков их реализации. Дано
обоснование подходов к совершенствованию системы местного управления и
самоуправления Республики Беларусь с учетом вариантов изменения
административно-территориального устройства.
Проведен
анализ сложившейся в Республике Беларусь практики разработки программ
социально-экономического развития областей, г. Минска, районов и городов
областного подчинения с выявлением нерешенных методических и организационных
задач. Обобщен опыт разработки иных документов среднесрочного планирования
социально-экономического развития административно-территориальных единиц страны
с систематизацией практики взаимодействия органов государственного управления
республиканского и территориального уровней. Изучен отечественный опыт
подготовки документов регионального развития, на основе применяемых в
международной практике механизмов взаимодействия заинтересованных сторон с
систематизацией используемых институтов, процедур и инструментария. Обоснованы
концептуальные подходы к совершенствованию организационной структуры процесса
подготовки программных документов с привлечением ключевых групп местного
сообщества, а также вертикальной и горизонтальной интеграции приоритетов и
механизмов реализации программ социально-экономического развития областей, г.
Минска, районов и городов областного подчинения.
Усовершенствованы
алгоритмы взаимодействия территориальных и отраслевых органов государственного
управления и ключевых групп местного сообщества при разработке программ
социально-экономического развития областей, г. Минска, районов и городов
областного подчинения. Подготовлен проект методических рекомендаций по
подготовке программ социально-экономического развития областей, г. Минска,
районов и городов областного подчинения на период до 2025 г. на основе
согласованного взаимодействия территориальных и отраслевых органов
государственного управления и ключевых групп местного сообщества. В отличие от
существующего механизма разработки программ социально-экономического развития
усовершенствованный механизм взаимодействия между ключевыми группами
заинтересованных сторон предусматривает создание органа, координирующего
взаимодействие территориальных и отраслевых органов государственного управления
и ключевых групп местного сообщества. Предлагается использовать методы широкого
привлечения общественности.
Проведена
систематизация существующих теоретических подходов к государственному
регулированию регионального развития, обобщен международный опыт решения задач
регионального развития, выполнен ретроспективный анализ подходов, применяемых к
регулированию регионального развития в Республике Беларусь. Проведена
классификация административно-территориальных единиц Республики Беларусь по
специфике и степени выраженности проблем социально-экономического развития.
Выявлены основные факторы, условия и риски регионального развития Республики
Беларусь в долгосрочной перспективе, определены цели, задачи и принципы долгосрочного
регионального развития Республики Беларусь. Систематизированы подходы к
развитию и размещению производительных сил Республики Беларусь в контексте
стратегических задач регионального управления.
Разработан
проект стратегии регионального развития Республики Беларусь до 2035 г.,
отражающий долгосрочные стратегические ориентиры и приоритетные направления
государственного регулирования регионального развития, принципы и механизмы
синхронизации сопряженных видов государственной политики и взаимодействия
республиканских и местных органов государственного управления в процессе
реализации стратегии, инструменты и этапы реализации.
Выполнен
анализ социально-экономического развития регионов Республики Беларусь за
2010-2018 гг., а также осуществлена оценка уровня межрегиональной
дифференциации по областям и г. Минску, районам и городам областного подчинения
за 2018 год и январь-сентябрь 2019 г. Определены важнейшие факторы, влияющие на
темпы экономического роста регионов Республики Беларусь в современных условиях.
Выявлены имеющиеся резервы экономического роста по регионам Республики Беларусь
в среднесрочной перспективе. Дана оценка рисков недостижения потенциально
возможных темпов экономического роста регионов Республики Беларусь.
Подготовлены предложения по использованию резервов экономического роста по
регионам Республики Беларусь с учетом складывающихся рисков.