Этап I. Разработать сценарии и проект
Концепции развития экономики Беларуси в 2022 году и по параметрам прогноза до
2024 года.
Исследованы
основные тенденции и проблемы белорусской экономики на современном этапе,
оказывающие негативное влияние на ее развитие, определены общие подходы и
особенности разработки прогноза социально-экономического развития Республики
Беларусь в 2022 г. и по параметрам до 2024 г., определены внутренние и внешние
условия, ключевые риски и угрозы развития белорусской экономики и разработаны
сценарии социально-экономического развития на прогнозный период.
Этап
II. Разработать научно обоснованные предложения к проекту Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год и по
параметрам прогноза до 2024 года.
Дана
оценка основных тенденций развития национальной экономики; определены проблемы,
риски и угрозы социально-экономического развития в прогнозном периоде;
обоснованы внешние и внутренние условия функционирования белорусской экономики
в 2022 – 2024 гг.; разработаны сценарные прогнозы социально-экономического
развития Республики Беларусь в прогнозном периоде; определены основные цели,
задачи и механизмы реализации экономической политики в основных сферах и
отраслях экономики; разработаны методические рекомендации по формированию разделов.
Этап
III. Научное сопровождение подготовки проекта Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год.
Раскрыты основные методологические
подходы и методы прогнозирования ключевых макроэкономических показателей –
динамики и структуры валового внутреннего продукта, параметров развития
основных видов экономической деятельности и внешней торговли, формирования и
использования инвестиций в основной капитал, индексов цен внутреннего рынка и
дефлятора ВВП, показателей уровня жизни населения и развития регионов страны.
Представлены количественные параметры системы макропоказателей проекта Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год.
«Разработать предложения по оценке национального богатства в
Республике Беларусь и его эффективному вовлечению в хозяйственный оборот»
Этап
I. Подготовить
предложения по оценке национального богатства в Республике Беларусь.
Проведен анализ
методических подходов к оценке национального богатства, изучен национальный и
зарубежный опыт оценки и учета национального богатства. С учетом международного
опыта были разработаны предложения по совершенствованию учета и оценки
природного капитала, системы учета активов и пассивов в контексте гармонизации
национального законодательства с международными стандартами финансовой
отчетности (МСФО), а также выработаны предложения методического характера по
оценке человеческого капитала как элемента национального богатства в Республике
Беларусь.
Этап
II. Разработать предложения по повышению эффективности использования
национального богатства в Республике Беларусь.
На
основе анализа неиспользуемых и неэффективно используемых компонентов
национального богатства в Республике Беларусь и соответствующего международного
опыта выработаны научно обоснованные предложения по повышению эффективности
использования национального богатства в Республике Беларусь по его основным
компонентам: произведенные нефинансовые активы (государственное недвижимое
имущество, нематериальные активы); непроизведенные нефинансовые активы (земля,
водные ресурсы); финансовые активы (акции и прочие формы участия в капитале,
долговые ценные бумаги).
«Разработать предложения по внедрению в Республике Беларусь
принципов проектного управления при реализации государственных программ с
учетом зарубежного опыта»
Исследован
зарубежный опыт использования принципов проектного управления при разработке и
реализации государственных программ как в части государственного
проектирования, так и создания государственного механизма управления проектами. Разработаны предложения с
учетом зарубежного опыта по внедрению в Республике Беларусь принципов
проектного управления при реализации государственных программ.
«Разработать предложения по совершенствованию применения
программно-целевого метода бюджетирования в Республике Беларусь с учетом
зарубежного опыта»
Этап
I. Провести
анализ итогов реализации государственных программ Республики Беларусь за
2016-2020 годы.
Подготовлена
аналитическая информация об итогах реализации государственных программ за
2016-2020 годы, включая анализ положительных и отрицательных сторон реализации
госпрограмм и программно-целевого метода бюджетирования в целом. Даны
рекомендации по дальнейшему совершенствованию реализации программно-целевого
метода в Республике Беларусь.
Этап
II. Исследовать актуальные зарубежные практики применения программно-целевого
метода бюджетирования и разработать предложения по их использованию в
Республике Беларусь.
Проведен
анализ практики применения
программно-целевого метода бюджетирования наиболее репрезентативных
зарубежных стран; выполнены многовариантные расчеты по развитию подходов к
учету в оценке госпрограмм регионального среза, степени соответствия
фактических объемов финансирования плановым и выполнения мероприятий;
подготовлены предложения по совершенствованию применения программно-целевого
метода бюджетирования в Республике Беларусь, включая мероприятия по внедрению
гендерного бюджетирования.
«Осуществить мониторинг и оценку развития субъектов хозяйствования
Республики Беларусь на основе их бизнес-планов в 2021 году»
Проведен
ежемесячный анализ основных показателей, характеризующих деятельность
организаций, имеющих долю госсобственности, а также ежеквартальный анализ
выполнения показателей бизнес-планов развития, осуществлена оценка динамики
вклада организаций, включенных в систему мониторинга бизнес-планирования в
общереспубликанские объемы по анализируемым показателям, обобщен опыт отдельных
стран постсоветского пространства по установлению целевых параметров развития
субъектов хозяйствования государственного сектора экономики и мониторинга их
достижения.
«Проанализировать и подготовить краткосрочный прогноз конъюнктуры
на основе обследований деловой активности предприятий промышленности,
строительства, розничной торговли, сельского хозяйства Республики Беларусь в
2021 году»
На
основе опросов руководителей промышленных, строительных, торговых и
сельскохозяйственных предприятий проведен анализ экономического положения
промышленных, строительных, сельскохозяйственных предприятий и организаций
розничной торговли в 2021 году, а также дан прогноз тенденций развития данных
секторов на начало 2022 года. Отслежены и оценены факторы, сдерживающие рост
производства, объемов строительно-монтажных работ, розничного товарооборота.
Опрос промышленных предприятий содержал также блоки вопросов, касающихся
инновационной, внешнеэкономической и инвестиционной активности, их основных
направлений и факторов, препятствующих развитию. На формирование конъюнктуры в
промышленности в 2021 году в значительной степени оказывали позитивное влияние
внешние конъюнктурообразующие факторы стимулирующего характера: оживление
мировой экономики, выход стран из жестких локдаунов и смягчение ковидных
ограничений, а также восстановление прежних и организация новых цепочек
поставок. Конъюнктуру в строительной сфере в 2021 году можно охарактеризовать
как ухудшающуюся. Экономическая конъюнктура в сфере розничной торговли в 2021
году сложилась в основном под влиянием факторов, сдерживающих деятельность
торговых организаций. Проведенный в 2021 году анализ конъюнктуры позволяет
отметить некоторое улучшение в деятельности сельскохозяйственных организаций
Республики Беларусь.
«Разработать предложения по совершенствованию механизма
прогнозирования финансовых показателей на кратко- и среднесрочный период с
учетом макроэкономических тенденций»
Проведен
анализ динамики отдельных финансовых показателей деятельности организаций с
выявлением факторов, влияющих на их волатильность, и определением устойчивых
трендов. Осуществлено краткосрочное прогнозирование финансовых показателей
организаций на основании оперативных ежемесячных статистических данных и
среднесрочное – с учетом внутренних и внешних макроэкономических условий. В
основу подходов к прогнозированию финансовых результатов на кратко- и
среднесрочный период была положена идея анализа каждого региона в разрезе видов
экономической деятельности.
«Подготовить информационно-аналитические материалы и научные
предложения по решению отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь
в 2021 году»
Этап
I. Подготовить
информационно-аналитические материалы и научные предложения по решению
отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь в первом
полугодии 2021 года.
Подготовлен
комплексный анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на
развитие национальной экономики; выполнена оценка фискальных мультипликаторов
белорусской экономики; подготовлены предложения развития свекольно-сахарного
подкомплекса на среднесрочную перспективу; предложены направления использования
белой жести Миорского металлопрокатного завода; разработан план развития сферы
услуг в 2021 году; разработаны предложения по стимулированию внутреннего спроса
в экономике, развитию транспортных услуг; предложены направления развития
экономики чернобыльских территорий южной части Гомельской области; определены
перспективные направления участия республики в интеграционных объединениях;
выработаны меры по привлечению и закреплению, молодежи в регионах; обоснованы
пороговые значения заработной платы для определения высокопроизводительных
рабочих мест по ВЭД в 2022 году.
Этап
II. Подготовить информационно-аналитические материалы и научные предложения
по решению отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь во
втором полугодии 2021 года.
Разработана стратегия сотрудничества «поворот в страны «дальней
дуги», проведена оценка проектов программ социально-экономического развития
областей, г. Минска на 2021–2025 годы, подготовлены предложения по увеличению
доли отечественных транспортных услуг в экспорте, совершенствованию системы
налогообложения прибыли, совершенствованию оценки эффективности деятельности
органов госуправления, минимизации негативного влияния реформы расширенной
ответственности производителя в Российской Федерации и др.