Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 271-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1

Развитие реального сектора экономики и инновационно-инвестиционная деятельность

РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

«Разработать концепцию развития промышленности Республики Беларусь на среднесрочную перспективу с учетом сложившихся экономических условий, определить точки роста и сдерживающие факторы развития»

Этап I. Провести анализ выполнения Республикой Беларусь Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС в 2022 г. с учетом сложившихся экономических условий, выработать предложения по углублению производственной кооперации с государствами-членами ЕАЭС.

Подготовлен отчет о ходе реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС за 2022 г. Проведен экспертный опрос крупных и средних промышленных организаций Республики Беларусь об участии в производственной кооперации, о наличии и степени влияния экономических препятствий промышленного сотрудничества, об изменении этих препятствий в 2023 году по сравнению с 2022 годом; актуализирован перечень чувствительных товаров и создаваемых дублирующих производств; выполнен сравнительный анализ программных документов промышленного развития Беларуси, стран ЕАЭС, отдельных стран ЕС и подготовлены предложения по развитии специализации Беларуси на общем рынке продукции обрабатывающей промышленности ЕАЭС.

Этап II. Определить направления развития промышленности Республики Беларусь на среднесрочную перспективу с учетом сложившихся экономических условий, определить точки роста промышленных видов деятельности и сдерживающие их развитие факторы.

Данаоценка уровня производственной кооперации в ЕАЭС в 2023 г.; выполненанализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие промышленности Беларуси в среднесрочной перспективе; проведен анализ программных документов, регламентирующих промышленную политику в странах ЕАЭС отдельно по каждому из государств-членов ЕАЭС с позиции задач и направлений развития обрабатывающей промышленности. Сформированы основные направления развития промышленности на среднесрочную перспективу; разработаны проектные идеи, обладающие наибольшим потенциалом в развитии кооперационных цепочек в рамках ЕАЭС, в том числе направленные на реализацию планов технологической безопасности, эффективное использование потенциала БелАЭС и потенциала общего рынка ЕАЭС; выполнен расчет оценки темпов роста промышленного производства в разрезе видов деятельности на перспективу до 2025 и 2030 годы.

 «Провести анализ и разработать комплекс организационно-экономических мер по росту эффективности производства молока и продукции выращивания КРС, в том числе за счет повышения уровня кормопроизводства, и по увеличению выхода товарной продукции из 1 тонны сырья в Республике Беларусь»

Этап I. Провести оценку эффективности производства молока и мяса КРС, проанализировать эффективность использования кормовой базы в Беларуси.

Проведен анализ функционирования мировых рынков молока и мяса крупного рогатого скота, определены ключевые тенденции, определяющие характер и направления перспективного среднесрочного развития рынков продукции скотоводства. Проанализирована эффективность производства кормов и использования кормовой базы в мясо-молочном скотоводстве в Беларуси.

В соответствии с государственными программными документами и на основе выявленных в результате проведения анализа тенденций и проблем проведена оценка экономической эффективности функционирования мясопродуктового и молочнопродуктового подкомплексов республики в 2016–2022 годах.

Этап II. Разработать комплекс научно обоснованных предложений по направлениям, организационным и экономическим условиям технико-технологического обновления и снижения ресурсоемкости производства молока и мяса КРС, в том числе за счет повышения эффективности кормопроизводства с увеличением выхода товарной продукции из 1 тонны сырья в Республике Беларусь.

Разработан комплекс научно обоснованных мер по обеспечению: роста эффективности производства молока и продукции выращивания КРС; повышения эффективности кормопроизводства; увеличения выхода товарной продукции из 1 тонны сырья в Республике Беларусь. Дополнительно в результате проводимых исследований были выработаны методики расчета выхода товарной продукции, получаемой при переработке (обработке) 1 т скота и расчета выхода товарной продукции, получаемой при переработке 1 т молока-сырья.

«Разработать предложения по развитию транспортного комплекса Республики Беларусь в условиях воздействия неблагоприятных внешних факторов»

Этап I. Провести анализ зарубежного и отечественного опыта функционирования транспортного комплекса в условиях воздействия неблагоприятных внешних факторов.

В исследовании представлен обзор зарубежного опыта преодоления воздействия неблагоприятных внешних факторов, сгенерированных пандемией COVID-19, санкционными запретами и ограничениями, на развитие транспортного комплекса отдельных стран и регионов; результаты анализа функционирования транспортного комплекса Республики Беларусь в 2020-2022 гг. в условиях влияния неблагоприятных внешних факторов, обобщены меры, реализованные с целью смягчения и нивелирования их последствий.

Этап II. Разработать научно обоснованные предложения, направленные на развитие транспортного комплекса Республики Беларусь в условиях воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Представлены результаты выявления внешних угроз и рисков для дальнейшего развития транспортного комплекса Республики Беларусь, формируемых рядом устойчивых трендов и внешних факторов, возможности их нивелирования и перспективные сценарии дальнейшего развития транспортного комплекса Республики Беларусь. Внесены предложения по мерам развития транспортного комплекса, учитывающие зарубежный опыт, национальные особенности и сложившуюся к настоящему времени практику.

 «Разработать предложения по совершенствованию условий осуществления инвестиций в Республике Беларусь»

В результате исследования определены приоритетные виды деятельности для осуществления инвестиций, объемы инвестиций в этих видах деятельности для целей реализации инвестиционных проектов в Беларуси. Проведен анализ формирования и функционирования институтов работы с инвесторами (территорий со специальными режимами ведения хозяйственной деятельности, института присвоения кредитных рейтингов, институтов развития) и формирования рынка «длинных денег» в экономике (паевых инвестиционных фондов, краудфандинга, индивидуальных инвестиционных счетов граждан), предложены меры по совершенствованию условий осуществления инвестиций в Республике Беларусь.

Исследованы механизмы и инструменты по работе с национальными и иностранными инвесторами (региональный инвестиционный стандарт, институты офсетных и специальных инвестиционных контрактов, проектного финансирования), предложены меры по их имплементации в экономику Беларуси. Рассмотрены механизмы и предложены меры по привлечению иностранных инвестиций в Беларусь, в том числе из дружественных стран (Катар, Индия, Турция, Иран, Пакистан). Исследованы инвестиционные инструменты стимулирования технологического развития национальной экономики и укрепления технологического суверенитета, определены ключевые направления и меры стимулирования развития высокотехнологичного сектора экономики Республики Беларусь.

«Разработать предложения по совершенствованию государственной политики развития рынка арендного жилья в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта»

Исследованы правовые аспекты арендных отношений в жилищной сфере Республики Беларусь. Проанализировано состояние арендного жилищного строительства в Республике Беларусь. Изучен опыт развития арендного жилья в зарубежных странах (Россия, Польша, Франция, Казахстан, Германия, Финляндия, Литва). Проведен расчет, обосновывающий необходимость совершенствования государственной политики развития отечественного рынка арендного жилья. Предложены основные направления, стимулирующие развитие рынка арендного жилья в Республике Беларусь. Разработана модель выкупа государственной арендной квартиры по рыночной стоимости.