Этап I. Разработать сценарии и проект
Концепции развития экономики Беларуси в 2024 году и по параметрам прогноза до
2026 года.
Изучены текущая ситуация и тренды развития
мировой экономики и стран - основных торговых партнеров, рынков конъюнктурных
товаров на прогнозный период, дана оценка современного состояния и проблем
развития экономики Республики Беларусь, определены общие подходы и особенности
разработки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в
2024 г. и по параметрам до 2026 г., сформированы внутренние и внешние условия,
определены ключевые риски и угрозы развития белорусской экономики, разработаны
сценарии социально-экономического развития на прогнозный период, подготовлен
краткий вариант проекта Концепции развития экономики Беларуси в 2024 г. и по
параметрам до 2026 г.
Этап
II. Разработать научно обоснованные предложения к проекту Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год и по
параметрам прогноза до 2026 года.
Дана оценка
основных тенденций развития национальной экономики; определены проблемы, риски
и угрозы социально-экономического развития в прогнозном периоде,
проанализированы варианты наступления неблагоприятных условий
социально-экономического развития Беларуси, оценены последствия данных рисков; обоснованы
внешние и внутренние условия функционирования белорусской экономики в 2024–2026
годы, сформированы вариантные сценарии; разработаны сценарные прогнозы
социально-экономического развития Республики Беларусь в прогнозном периоде;
определены основные цели, задачи и механизмы реализации экономической политики
в основных сферах и отраслях экономики; разработаны методические рекомендации
по формированию разделов и показателей прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2024 год и актуализированы формы таблиц.
Подготовлены
обосновывающие материалы к проекту Прогноза социально-экономического развития на
2024 год: пояснительная записка; обоснование расчета ВВП в 2024 году
производственным методом; табличные материалы. Подготовлены и переданы Министерству
финансов Республики Беларусь прогнозные параметры в сценарной постановке для
прогнозирования показателей бюджета на 2024–2026 годы.
Этап
III. Научное сопровождение подготовки проекта Прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2024 год.
Раскрыты основные методологические подходы и методы
прогнозирования ключевых макроэкономических показателей – динамики и структуры
валового внутреннего продукта, параметров развития основных видов экономической
деятельности и внешней торговли, формирования и использования инвестиций в
основной капитал, индексов цен внутреннего рынка и дефлятора ВВП, показателей
уровня жизни населения и развития регионов страны. Расчет динамики и структуры валового
внутреннего продукта осуществлялся по элементам конечного использования, по
источникам доходов, а также производственным методом, с учетом параметров
развития основных видов экономической деятельности, подходы к прогнозированию
которых детально описаны в итоговом отчете НИР. Представлены количественные
параметры системы макропоказателей проекта Прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2024 год.
Этап I. Подготовить научное обоснование сценарных условий и разработать
индикаторы устойчивого развития Республики Беларусь в долгосрочной перспективе.
В
ходе исследования проведен анализ реализации в 2020–2022 гг. Национальной
стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на
период до 2035 года (НСУР-2035), который позволил оценить актуальность целей,
задач и ключевых направлений долгосрочного развития, содержащихся в подразделах
НСУР-2035, а также степень реализации действующей стратегии и уровня достижения
обозначенных в данном документе индикаторов устойчивого развития. Рассмотрены
новые реалии геополитики, проведен обзор сценариев развития мировой
экономической системы,
обоснованы возможные сценарии устойчивого развития Республики Беларусь при
различных параметрах внешних и внутренних условий, сделан прогноз индикаторов
устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года с учетом новых
мировых трендов и внутреннего потенциала страны.
Этап II. Разработать предложения к проекту концепции Национальной стратегии
устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года.
Дана оценка влияния
глобальных трендов мирового развития, внешних вызовов и рисков в новых условиях
геополитической реальности на стратегию национального устойчивого развития
Республики Беларусь.Представлено видение будущего облика страны, обоснованы стратегические цели,
задачи и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040
года. Определены основные направления долгосрочного устойчивого развития в
контексте социального, экономического и экологического компонентов. Разработаны
научно обоснованные предложения к проекту концепции Национальной стратегии
устойчивого развития Республики Беларусь до 2040 года.
В ходе исследования разработаны следующие
методики: формирования регионально-отраслевой матрицы социальных счетов
Республики Беларусь по областям и г.Минску в разрезе 31 вида экономической
деятельности; декомпозиции общих мультипликаторов на внутригрупповые и
межгрупповые (с обратной связью и без обратной связи) с помощью модели,
основанной на матрице социальных счетов Республики Беларусь. С использованием
разработанного инструментария сформированы отраслевые и регионально-отраслевые
матрицы социальных счетов Республики Беларусь за 2016–2021 гг., а также
проведена апробация методики декомпозиции мультипликаторов на матрицах за
2021 г.
Проведен анализ выполнения
показателей бизнес-планов развития госорганизаций (ежеквартально). проанализированы
основные показатели, характеризующие деятельность организаций, имеющих долю
госсобственности (на ежемесячной основе). Проведена оценка динамики вклада
организаций, включенных в систему мониторинга бизнес-планирования в
общереспубликанские объемы по анализируемым показателям, а также анализ
изменения численности организаций, по которым имеются данные о бизнес-планах
развития за период с 2019 г.
Этап
I. Изучить зарубежный опыт по внедрению «зеленых»
государственных закупок.
Изучены основные принципы и подходы к имплементации
«зеленых» государственных закупок, включая социально-экономические и
экологические преимущества от их внедрения, драйверы, барьеры, индикаторы
мониторинга внедрения «зеленых» государственных закупок, международные
тенденции в их развитии. Предложен новый состав принципов и концептуальная
схема системы «зеленых» государственных закупок. Также рассмотрены процедура,
основные сектора и передовая практика внедрения «зеленых» государственных
закупок. Проанализирован зарубежный опыт развития системы государственных «зеленых»
закупок (КНР, ЕС, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Армения).
Этап
II. Разработать предложения по внедрению в Республике Беларусь «зеленых»
государственных закупок.
Исследована
система государственных закупок в Республике Беларусь, включая виды процедур и
этапы (алгоритм) их проведения. Проанализированы действующие законодательные,
экономические и методические инструменты государственной политики по внедрению
«зеленых» государственных закупок. Разработаны предложения по внедрению «зеленых»
государственных закупок в Республике Беларусь, включающие общий концептуальный
подход, архитектуру нормативной правовой базы в области «зеленых»
государственных закупок, организационно-функциональную структуру управления в
данной области и др. Подготовлен проект плана мероприятий по внедрению «зеленых»
государственных закупок в Республике Беларусь.
В ходе
исследования проведен системный анализ социально-экономических процессов в
оперативном режиме, который позволил выявить тенденции и факторы текущего
развития национальной экономики, учесть особенности, связанные с мировыми и
региональными реалиями в период геополитической и экономической напряженности,
оценить перспективы выполнения намеченных в начале года макроэкономических
параметров. Определение потенциала положительной динамики развития, рисков
невыполнения прогнозных показателей направлено на обеспечение информационной
поддержки при принятии управленческих решений в области макроэкономической
политики, разработке упреждающих мер для нивелирования кризисных ситуаций в
экономике.
На основе
опросов руководителей предприятий проведен анализ экономического положения
промышленных, строительных, сельскохозяйственных предприятий и организаций
розничной торговли в 2022 году, а также прогноз тенденций развития данных
секторов на начало 2023 года. Отслежены и оценены факторы, сдерживающие рост
производства, объемов строительно-монтажных работ, розничного товарооборота.
Опрос промышленных предприятий содержал также вопросы, касающиеся
инновационной, внешнеэкономической и инвестиционной активности, основных
направлений и факторов, препятствующих развитию.
На формирование конъюнктуры в промышленности
оказывали негативное влияние внешнеполитические факторы и санкционное давление.
Это привело к потерям традиционных рынков, удорожанию сырья и материалов,
разрывам в цепочках поставок. К концу года в связи с выходом на новые рынки
ситуация несколько нормализовалась. Розничная торговля, как и строительная
отрасль, в 2022 году продолжала восстанавливаться после сложностей, вызванных
эпидемией коронавируса. Сдерживающие развитие факторы сохраняли свою
актуальность. Деловая активность сельскохозяйственных организаций за 2022 год
несколько возросла: увеличилось количество сельскохозяйственных организаций,
способных обеспечить рентабельную работу, не прибегая к получению господдержки,
увеличилось количество сельскохозяйственных организаций, удовлетворенных
условиями реализации продукции, увеличился показатель соответствия цены и
качества продукции.
Исследован международный опыт по оценке вклада
государственных программ в достижение Целей устойчивого развития;
сформулированы методические подходы к оценке эффективности и построению
рейтинга госпрограмм Беларуси; даны рекомендации по оценке вклада госпрограмм
Беларуси в достижение ЦУР; представлены результаты оценки вклада госпрограмм
Республики Беларусь в достижение Целей устойчивого развития.
В ходе исследования обобщен международный опыт
оценки эффективности реализации государственных программ и бюджетов на
региональном уровне. Разработаны методические рекомендации по оценке
эффективности реализации государственных программ на уровне регионов Республики
Беларусь. Произведена оценка эффективности выполнения государственных программ
на уровне регионов. Подготовлены рекомендации по дальнейшему развитию процессов
мониторинга и оценки эффективности выполнения государственных программ на
региональном уровне.
Этап
I. Подготовить информационно-аналитические материалы и
научные предложения по решению отдельных социально-экономических проблем
Республики Беларусь в первом полугодии 2023 года.
Разработаны предложения к проекту концепции
обеспечения технологической безопасности Республики Беларусь, предложения к
проекту концепции развития китайско-белорусского индустриального парка «Великий
камень», предложения к проекту концепции сопряжения промышленных политик
Беларуси, России и Китая в контексте обеспечения промышленной технологической
безопасности. Выработаны предложения по стимулированию развития инновационных технологических
компаний, переработке ПЭТ-бутылок, переработке эндокринно-ферментного сырья
сельскохозяйственных животных в медицинских целях, производству молочного
пермеата. Проведен анализ по отдельным вопросам социально-экономического
развития, включая современные демографические тенденции, рост цен и складских
запасов, состояние финансовой системы, а также перспективы производства
отдельных товарных групп.
Этап
II. Подготовить информационно-аналитические материалы и научные предложения
по решению отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь во
втором полугодии 2023 года.
Разработаны
предложения по стратегии развития кожевенного производства, использованию
сухого молока для выпуска дополнительной продукции, размещению производства
кальцинированной соды, развитию потенциала сферы услуг Республики Беларусь,
совершенствованию деятельности фондов и консорциумов, ориентированных на
поддержку создания и внедрения ИТ-решений, оптимизации системы дополнительного
образования взрослых в Республике Беларусь. Выработаны предложения по
организация производства листового проката и препрегов для производства
композиционных материалов, а также адаптации международного опыта организации
системы продаж и др. Проведен углубленный анализ социально-экономического
развития национальной экономики, включая вопросы развития отдельных видов
деятельности, производительности труда, доходов населения.
Проведен ретроспективный анализ отдельных
показателей монетарной и фискальной политики, характеризующих реализацию
соответствующих инструментов, выявлены причины изменения их динамики и
воздействие на макроэкономические показатели; построена финансово-экономическая
модель взаимосвязи монетарных, фискальных и макроэкономических показателей. На
основе разработанной модели оценено влияние изменения отдельных монетарных и
фискальных показателей на макроэкономическую сбалансированность.