Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 271-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития

 АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

«Разработать научно обоснованные предложения к проекту Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год и по параметрам прогноза до 2023 года»

Этап I. Разработать сценарии и проект Концепции развития экономики Беларуси в 2021 году и по параметрам прогноза до 2023 года.

Исследованы основные тенденции и проблемы белорусской экономики на современном этапе, оказывающие негативное влияние на ее развитие, определены общие подходы и особенности разработки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2021 г. и по параметрам до 2023 г., определены внутренние и внешние условия, ключевые риски и угрозы развития белорусской экономики и разработаны сценарии социально-экономического развития на прогнозный период.

Этап II. Разработать научно обоснованные предложения к проекту Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год и по параметрам прогноза до 2023 года.

Осуществлена оценка основных тенденций развития национальной экономики; определены проблемы, риски и угрозы социально-экономического развития в прогнозном периоде; обоснованы внешние и внутренние условия функционирования белорусской экономики в 2021-2023 гг.; разработаны сценарные прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь в прогнозном периоде; определены основные цели, задачи и механизмы реализации экономической политики в основных сферах и отраслях экономики; разработаны методические рекомендации по формированию разделов и показателей прогноза.

Этап III. Научное сопровождение подготовки проекта Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год.

Изложены основные методологические подходы и методы прогнозирования ключевых макроэкономических показателей – динамики и структуры ВВП, параметров развития основных видов экономической деятельности и внешней торговли, формирования и использования инвестиций в основной капитал, индексов цен внутреннего рынка и дефлятора ВВП, показателей уровня жизни населения и развития регионов страны. Представлены количественные параметры системы макропоказателей проекта Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год.

«Разработать научное обоснование и предложения к проекту Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы»

Этап I. Подготовить научное обоснование сценариев и основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь в среднесрочной перспективе.

Разработаны цели и задачи социально-экономического развития страны, ключевые приоритеты, которые положены в основу разрабатываемого проекта социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. Определены варианты внешних и внутренних условий развития экономики в среднесрочной перспективе; разработаны возможные сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь в 2021-2025 годах; осуществлен обоснованный расчет основных макроэкономических параметров развития экономики Республики Беларусь, ключевых параметров развития видов экономической деятельности и административно-территориальных единиц в среднесрочной перспективе по различным вариантам сценарных условий.

Этап II. Разработать предложения к проекту Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы.

Определены цели и задачи развития национальной экономики и отдельных видов экономической деятельности, социальной и экологической сфер Беларуси, обоснованы важнейшие инструменты и механизмы по их реализации, выработан комплекс взаимоувязанных мер по институциональным преобразованиям в экономике, совершенствованию социальной, научно-инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической, региональной и экологической политик, осуществлен прогноз ключевых индикаторов. Разработанный проект Программы-2025 нацелен на обеспечение социальной стабильности и рост благосостояния граждан посредством обеспечения качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания условий для развития человеческого потенциала. В основе – восстановление экономики и ее устойчивый рост за счет повышения производительности труда и создания новых рабочих мест, стимулирования внутреннего потребления и наращивания экспорта.

«Разработать единую для всех государственных программ методику оценки эффективности их реализации, в том числе алгоритм проведения социологических опросов по оценке эффективности реализации отдельных государственных программ»

Этап I. Разработать алгоритм проведения социологических опросов по оценке эффективности реализации отдельных государственных программ.

Изучен международный опыт проведения социологических опросов по оценке удовлетворенности граждан государственными услугами и разработан алгоритм проведения социологических опросов по оценке удовлетворенности граждан реализацией отдельных государственных программ.

Этап II. Разработать единую для всех государственных программ методику оценки эффективности их реализации.

Разработаны предложения по единой для всех государственных программ методике оценки эффективности их реализации, в которой впервые рассчитывается общая оценка эффективности государственных программ в зависимости от их выполнения на уровне регионов. Представлен вариант методики оценки эффективности реализации государственных программ на основе единого подхода и осуществлена апробация предложенной методики на примере двух государственных программ.

«Сформировать матрицу сопоставимости целей, задач и показателей, планируемых к реализации в следующей пятилетке государственных программ с Национальным перечнем показателей Целей устойчивого развития»

Этап I. Разработать матрицу сопоставимости целей, задач и показателей, планируемых к реализации в следующей пятилетке государственных программ с Национальным перечнем показателей Целей устойчивого развития.

Проанализирован и учтен весь спектр показателей госпрограмм Беларуси за 2016-2020 гг. и всех показателей Целей устойчивого развития. Выявлены имеющиеся соответствия между двумя перечнями показателей, выделена группа показателей Целей устойчивого развития, рекомендованных для включения в госпрограммы, а также группа показателей, которые могут быть включены в случае перенесения сроков формирования статистической отчетности. Итогом работы стала матрица сопоставимости показателей, планируемых к реализации в следующей пятилетке государственных программ с Национальным перечнем показателей Целей устойчивого развития. Также были составлены реестры показателей государственных программ и показателей Целей устойчивого развития. В отчете описываются этапы проведенных работ и изложен анализ сопоставимости двух перечней показателей, даны рекомендации по дальнейшей имплементации.

Этап II. Подготовить рекомендации по сопряжению показателей государственных программ с Национальным перечнем показателей Целей устойчивого развития.

Предложены рекомендации по сопряжению показателей государственных программ и Национального перечня показателей Целей устойчивого развития. Разработаны таблицы сопоставимости задач и показателей Целей устойчивого развития с планируемыми к реализации в следующей пятилетке государственными программами; изучен международный опыт имплементации Целей устойчивого развития в государственные программы; оценены расходы в рамках государственных программ Республики Беларусь, направленные на достижение Целей устойчивого развития; предложены рекомендации по сопряжению показателей государственных программ и Национального перечня показателей Целей устойчивого развития.

«Разработать предложения по формированию экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь»

Этап I. Изучить опыт зарубежных стран по формированию государственной политики в области развития экономики замкнутого цикла.

Проанализированы концепция экономики замкнутого цикла и ее основные компоненты, зарубежный и отечественный опыт по развитию экономики замкнутого цикла, сформулированы принципы экономики замкнутого цикла, а также цель, задачи, приоритетные направления по развитию экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь.

Этап II. Разработать предложения по формированию экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь.

На основе сравнительного анализа динамики развития структурных элементов циркулярной экономики в Беларуси и зарубежных странах предложен перечень ключевых индикаторов по мониторингу развития экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь. Предложены меры по развитию экодизайна, ресурсоэффективного и более чистого производства, циркулярных бизнес-моделей и промышленных симбиозов. Разработан проект Плана мероприятий по развитию экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь на период до 2025 года.

«Осуществить мониторинг, анализ и оценку динамики ключевых показателей социально-экономического развития экономики Республики Беларусь в 2020 году»

Проведен анализ фактической ситуации по ключевым макроэкономическим параметрам социально-экономического развития республики, определены сложившиеся тенденции, положительные и отрицательные факторы экономического развития Республики Беларусь. В ходе ежемесячного мониторинга дана оценка ключевых показателей по будущим периодам года. Исследование отличалось от предыдущих ситуативными условиями, сложившимися в связи с пандемией COVID-19, обусловившей глобальный экономический спад и его влияние на национальную экономику.

«Проанализировать и подготовить краткосрочный прогноз конъюнктуры на основе обследований деловой активности предприятий промышленности, строительства, розничной торговли, сельского хозяйства Республики Беларусь в 2020 году»

На основе опросов руководителей предприятий проведен анализ экономического положения промышленных, строительных, сельскохозяйственных предприятий и организаций розничной торговли в 2020 году, а также дан прогноз тенденций развития данных секторов на начало 2021 года. Отслежены и оценены факторы, сдерживающие рост производства, объемов строительно-монтажных работ, розничного товарооборота. Опрос промышленных предприятий содержал также блоки вопросов, касающихся инновационной, внешнеэкономической и инвестиционной активности, их основных направлений и факторов, препятствующих развитию.

На формирование конъюнктуры в промышленности в 2020 году доминирующее влияние оказывали сдерживающие факторы, обусловившие понижательную динамику. Динамика основных показателей деятельности строительных организаций имела негативный характер. Экономическая конъюнктура в сфере розничной торговли в 2020 году сложилась в основном под влиянием факторов, сдерживающих деятельность торговых организаций. Проведенный анализ конъюнктуры позволяет отметить некоторое улучшение социально-экономических условий в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь.

«Разработать предложения по трансформации экономики Республики Беларусь и системным мерам повышения ее конкурентоспособности»

Этап I. Подготовить аналитические материалы по основным направлениям государственной социально-экономической политики на краткосрочную перспективу.

Осуществлен мониторинг развития сферы услуг и разработаны предложения по наращиванию их потенциала, сформулированы предложения по развитиюбелорусско-азербайджанского сотрудничества, дана оценка экспортного потенциала в Китай, разработана методика комплексной оценки результатов работы должностных лиц, закрепленных за странами и субъектами Российской Федерации, с учетом всех аспектов их деятельности, проанализирован зарубежный опыт использования кластерной модели развития.

Этап II. Разработать предложения по трансформации экономики Республики Беларусь и системным мерам повышения ее конкурентоспособности.

Подготовлены предложения в проект Концепции развития сферы услуг Республики Беларусь на период до 2025 г.; проведен анализ результативности деятельности холдингов в Республике Беларусь; подготовлены предложения по созданию корпораций с участием государства в Республике Беларусь; разработаны рекомендации по использованию подходов к проведению региональной промышленной политики на основе опыта Российской Федерации; выполнен мониторинг эффективности принимаемых мер по ускоренному социально-экономическому развитию 11 регионов Республики Беларусь с численностью населения 80 тыс. человек и более и др.

«Осуществить мониторинг и оценку развития субъектов хозяйствования Республики Беларусь на основе их бизнес-планов в 2020 году»

Осуществлен ежемесячный анализ основных показателей, характеризующих деятельность организаций, имеющих долю госсобственности, а также ежеквартальный анализ выполнения показателей бизнес-планов развития, проведена оценка динамики вклада организаций, включенных в систему мониторинга бизнес-планирования в общереспубликанские объемы по анализируемым показателям.

«Разработать модель оценки вклада реализации государственных программ в макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Беларусь и её представление в пакете MS Excel»

Проведена оценка вклада реализации государственных программ на основе межотраслевого баланса. Предложено оценивать вклад в прирост ВВП в зависимости от направления финансирования мероприятий государственных программ по трем категориям: расходы на конечный спрос, расходы на оплату труда и расходы на производство продукции, товаров, работ, услуг с целью их дальнейшего потребления. На основании данного инструментария была разработана автоматизированная система расчета вклада каждой государственной программы в прирост ВВП средствами пакета MS Excel.