Этап I. Разработать сценарии и краткий вариант
Концепции развития экономики Беларуси в 2020 году и по параметрам прогноза до
2022 года.
Исследованы
основные тенденции и проблемы белорусской экономики на современном этапе,
оказывающие негативное влияние на ее развитие, определены общие подходы и
особенности разработки прогноза социально-экономического развития Республики
Беларусь в 2020 г. и по параметрам до 2022 г., определены внутренние и внешние
условия, ключевые риски и угрозы развития белорусской экономики и разработаны
сценарии социально-экономического развития на прогнозный период.
Этап
II. Разработать предложения к проекту Концепции прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год и по
параметрам прогноза до 2022 года.
Дана
оценка основных тенденций развития национальной экономики; определены проблемы,
риски и угрозы социально-экономического развития в прогнозном периоде;
обоснованы внешние и внутренние условия функционирования белорусской экономики
в 2020 – 2022 гг.; разработаны сценарные прогнозы социально-экономического
развития Республики Беларусь в прогнозном периоде; определены основные цели,
задачи и механизмы реализации экономической политики в основных сферах и
отраслях экономики; разработаны методические рекомендации по формированию
разделов и показателей прогноза; уточнены формы таблиц прогноза
социально-экономического развития Беларуси.
Этап
III. Научное сопровождение подготовки проекта Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год.
Раскрыты основные методологические подходы и методы
прогнозирования ключевых макроэкономических показателей: динамики и структуры
ВВП, параметров развития основных видов экономической деятельности и внешней
торговли, формирования и использования инвестиций в основной капитал, индексов
цен внутреннего рынка и дефлятора ВВП, показателей уровня жизни населения и развития
регионов страны. Представлены количественные параметры системы макропоказателей
проекта Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020
год.
Разработаны предложения к проекту Национальной
стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года, представляющие
собой систему научно-обоснованных концептуальных подходов к определению
долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны, решению
общенациональных проблем развития экономики и социальной сферы с учетом
экологических аспектов и основных трендов глобального развития.
Дана оценка достигнутого прогресса Республикой
Беларусь на пути к устойчивому развитию в контексте трех его компонентов –
социального, экономического и экологического, изучены и учтены глобальные
тенденции, риски и вызовы для устойчивого развития. Основываясь на
приоритетности национальных интересов в сфере устойчивого развития над
глобальными, определены цели и задачи, стратегические приоритеты, этапы и
основные направления действий.
Отличительной
особенностью проекта НСУР-2035 является сопряженность с целями и задачами
устойчивого развития, содержащимся в резолюции Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1 «Преобразование
нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030
года», а также максимально возможная их имплементация в НСУР-2035 с позиций
актуальности и адаптированности применительно к условиям долгосрочного развития
Республики Беларусь.
Этап
I. Подготовить
научное обоснование вариантных условий развития и разработать
предложения к проекту концепции Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2021-2025 годы.
Разработаны предложения к проекту концепции
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025
годы, и подготовлено научное обоснование вариантных условий развития на
среднесрочную перспективу. Особое внимание было уделено не только разработке
мер, направленных на минимизацию и комплексное решение внешних и внутренних
рисков, включая проведение «налогового маневра», возврат и обслуживание внешних
долговых обязательств, но и вопросам раскрытия имеющегося потенциала и
активизации драйверов развития национальной экономики в среднесрочной
перспективе.
В
предложениях к проекту концепции Программы-2025 определены цели и задачи
развития национальной экономики и отдельных видов экономической деятельности,
социальной и экологической сфер Беларуси, обоснованы важнейшие инструменты и
механизмы по их реализации, разработана соответствующая система индикаторов.
Этап
II. Подготовить методические рекомендации по разработке проекта Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы.
Подготовлены Методические рекомендации, в которых
представлены основные концептуальные подходы к разработке Программы-2025,
разработана структура и содержание Программы-2025, рассмотрены организация
процесса разработки и информационное обеспечение подготовки документа.
Разработаны основные параметры внешних и внутренних условий
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2025 года, а
также предложены макеты табличных форм, разработанные для республиканских
органов государственного управления и организаций, подчиненных Совету Министров
Республики Беларусь, облисполкомов, Минскому горисполкому.
Разработаны подходы к финансированию государственных
органов в рамках государственных программ на основе изучения зарубежного опыта
финансирования (содержания) государственных органов и анализа распределения структурных
подразделений государственных органов по государственным программам в
Республике Беларусь. Подготовлены методические рекомендации по разработке
государственной программы функционирования (содержания государственных органов)
государственного аппарата Республики Беларусь.
Разработаны эконометрические модели
прогнозирования отдельных показателей третьего квадранта межотраслевого баланса
(оплаты труда работников и других налогов на производство за вычетом субсидий)
в разрезе укрупненных агрегатов: 1 – промышленность; 2 – строительство; 3
– сельское, лесное и рыбное хозяйство; 4 – транспорт, информация и связь; 5 –
торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов, услуги по временному проживанию и
питанию; 6 – прочие услуги. Валовая прибыль и валовой смешанный доход
определяются остаточным путем как разность между валовыми добавленными
стоимостями (ВДС) агрегатов и суммой прогнозируемых элементов ВДС.
Проведены прогнозные расчеты основных макроэкономических показателей на
2018 г., а также разработан вариант прогноза оплаты труда работников,
валовой прибыли и валового смешанного дохода, других налогов на производство за
вычетом субсидий в разрезе агрегатов Республики Беларусь на 2020 г. на
основе переоцененных моделей.
Рассмотрены перспективы использования бизнес-планирования в
управлении государственными организациями, проведен ежемесячный анализ основных
показателей, характеризующих деятельность организаций, имеющих долю
госсобственности, проведен ежеквартальный анализ выполнения показателей
бизнес-планов развития, сформулированы и обоснованы предложения по
корректировке Постановления Совета Министров Республики Беларусь от
8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития
коммерческих организаций».
На основе опросов руководителей промышленных,
строительных, торговых и сельскохозяйственных предприятий проведен анализ
экономического положения промышленных, строительных, сельскохозяйственных
предприятий и организаций розничной торговли в 2019 г., а также дан прогноз
тенденций развития данных секторов на начало 2020 г. Отслежены и оценены
факторы, сдерживающие рост производства, объемов строительно-монтажных работ,
розничного товарооборота. Опрос промышленных предприятий содержал также блоки
вопросов, касающихся инновационной, внешнеэкономической и инвестиционной
активности, их основных направлений и факторов, препятствующих развитию.
Конъюнктура
в промышленности в 2019 г. складывалась на фоне преобладания сдерживающих
факторов, а также слабости или отсутствия позитивных стимулов и в целом была более
низкой по сравнению с 2018 годом. В 2019 году динамика конъюнктуры в
строительной сфере в большей степени была положительна и сопровождалась как
абсолютным, так и относительным улучшением основных показателей. Экономическая
конъюнктура в сфере розничной торговли в 2019 г. сложилась менее благоприятная,
чем в 2018 г. Проведенный в 2019 г. анализ конъюнктуры в сельском хозяйстве
позволяет отметить некоторое ухудшение социально-экономических условий в
хозяйствах Республики Беларусь.
Этап
I. Изучить опыт
зарубежных стран по формированию государственной политики для реализации ЦУР 12
«Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства».
Изучены теоретические основы устойчивого
потребления и производства, а также система задач и индикаторов по достижению
ЦУР 12 на глобальном уровне. Проанализирован опыт ЕС, Японии, Германии,
Нидерландов, Франции, Словении, Финляндии, Ирландии, Шотландии, Великобритании
и Вьетнама по формированию государственной политики в области устойчивого
потребления и производства в части ключевых индикаторов, целей, задач и
приоритетных направлений по достижению ЦУР 12 и их реализации.
Этап
II. Подготовить предложения по формированию государственной политики для
реализации ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и
производства» в средне- и долгосрочной перспективе.
На
основе анализа динамики основных показателей устойчивого производства и
потребления согласно Национальному перечню показателей Целей устойчивого
развития: внутреннее материальное потребление, образование, использование,
обезвреживание, хранение и захоронение отходов производства 1-3 класса
опасности, экспорт туристических услуг, субсидии на твердые виды топлива
(торфобрикет), а также проводимой Республикой Беларусь государственной политики
в этой сфере – предложены целевые ориентиры, приоритетные направления и меры
государственной политики для реализации ЦУР 12 в долго- и среднесрочной
перспективе.
Этап
I. Подготовить
информационно-аналитические материалы и научно обоснованные предложения по
решению отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь в первом
полугодии 2019 года.
Сформулированы
предложения по обеспечению достижения Республикой Беларусь ВВП в 100 млрд долл.
США в 2025 г., проведена оценка последствий перехода на новые тарифы, на
электроэнергию в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте,
предусматривающие 30%-ное снижение, разработаны предложения по трансформации
потребительской кооперации, а также развитию городов-спутников как элемент
региональной политики в Республике Беларусь.
Этап
II. Подготовить информационно-аналитические материалы и научно обоснованные
предложения по решению отдельных социально-экономических проблем Республики
Беларусь во втором полугодии 2019 г.
Обоснован максимально возможный вклад сферы услуг в
прирост ВВП на следующую пятилетку, исследовано состояние и перспективы
развития рынков сбыта крупнейших промышленных организаций республики, проведен
анализ экспорта услуг, изучены мировые текущие и перспективные тенденции в
инвестиционной сфере, а также проанализирована ситуация в инвестиционной сфере
Беларуси и др.
Изучен
зарубежный опыт по имплементации принципов бюджетирования, ориентированного на
результат, в национальные системы государственного планирования и
бюджетирования, опыт по функционировании систем мониторинга выполнения
государственных программ, была проанализирована система мониторинга выполнения
государственных программ Беларуси, а также итоги их реализации в 2018 году.
Разработаны рекомендации по совершенствованию практики мониторинга и оценки
выполнения государственных программ Беларуси.
Мониторинг ключевых показателей (ВВП, экспорт, импорт,
отраслевые индексы производства и ВДС, инфляция, заработная плата и доходы
населения, безработица, инвестиции в основной капитал) в ежемесячном режиме позволил выявить факторы и тенденции развития
национальной экономики в 2019 году. Основной тенденцией явился менее
интенсивный рост валового внутреннего продукта по сравнению с темповыми
показателями, определенными как прогнозные на 2019 год, за счет существенного
снижения динамики промышленности и сферы услуг. Положительная динамика,
с превышением прогнозных значений, наблюдалась по заработной плате и доходам
населения, выдерживалась прогнозная динамика в течение года по уровню инфляции
и регистрируемой безработице.