Рус
Контакты
Телефон/факс: +375 (17) 267-02-78
E-mail:  gnu-niei@niei.by
Адрес: 220086, г. Минск, ул. Славинского 1, корп.1

"Экономический бюллетень", 10, 2018


Содержание

Устойчивое развитие экономики на разных уровнях управления

Берченко Н.Г. Реализация целей устойчивого развития на региональном уровне: проблемы и пути решения

Гончар Е.А., Белоусов А.В., Чемердовская М.Б., Ланкуть Е.А., Митрофанов В.А. Национальные программы зарубежных стран: реализация целей Повестки дня – 2030

Иванов М.Б. Проблемы устойчивого развития экономики Брестской области

Ковалевская А.А., Тютюков А.Н. Крупные города как объекты региональной политики

Межрегиональные связи Беларуси со странами ЕАЭС

Вертинская Т.С. Организационно-правовые формы межрегиональных связей Беларуси со странами-членами

Теория и методология

Голикова А.С. Бюджетная эффективность инвестиционного проекта и ее оценка

 

Резюме

Summary      

 

 

Резюме

Берченко Н.Г.

 

Реализация целей устойчивого развития на региональном уровне: проблемы и пути решения

Статья посвящена вопросам реализации целей устойчивого развития, содержащихся в Повестке дня-2030, принятой государствами-членами ООН в 2015 г. Рассмотрены проблемы, препятствующие их успешной реализации на региональном уровне в Республике Беларусь. Предложены подходы к преодолению этих проблем через построение целостной системы управления процессом устойчивого развития на уровне регионов страны, включая определение, горизонтальную и вертикальную интеграцию приоритетов развития с их закреплением в стратегических документах регионального уровня; организационное обеспечение с вовлечением и учетом интересов всех участников; разработку комплекса индикаторов и порядка их мониторинга; внедрение принципов принятия управленческих и бизнес-решений, соответствующих критериям устойчивого развития.


Гончар Е.А., Белоусов А.В., Чемердовская М.Б., Ланкуть Е.А., Митрофанов В.А.

 

Национальные программы зарубежных стран: реализация целей Повестки дня-2030

Рассматриваются подходы к реализации целей устойчивого развития Повестки дня - 2030 в национальных программах экономически развитых зарубежных государств. Отмечается, что национальные стратегии и программы по обеспечению устойчивого развития, принятые после утверждения Повестки дня - 2030, прямо или косвенно в различной степени отражают положения документа ООН. Это свидетельствует о намерении стран гарантировать достойную жизнь каждому человеку, обеспечить возможности для экономического развития, защиты природных ресурсов и укрепления международного сотрудничества.


Иванов М.Б.

 

Проблемы устойчивого развития экономики Брестской области

В статье проанализирован рост валового регионального продукта Брестской области в 2017 г. в отраслевом разрезе, показаны ключевые факторы, стимулирующие и препятствующие росту в рассматриваемых отраслях. Сделан вывод о наметившейся тенденции устойчивого роста ВРП, дана оценка итогов 2018 г. Обозначены предварительные прогнозы на 2019 г.


 

Ковалевская А.А., Тютюков А.Н.

 

Крупные города как объекты региональной политики

Дан анализ роли крупных городов в  социально-экономическом развитии Республики Беларусь, выявлены их  потенциальные конкурентные преимущества и проблемы развития на современном этапе. Предлагаютя меры по повышению эффективности использования ресурсов крупных городов как локомотивов роста экономики страны, а также стимулированию развития городов-спутников столицы и областных центров.


Вертинская Т.С.

 

Организационно-правовые формы межрегиональных связей Беларуси со странами-членами ЕАЭС 

Выявлены проблемы действующей практики участия регионов Беларуси в экономической интеграции ЕАЭС. Предложены две формы межрегионального (приграничного) сотрудничества Беларуси со странами-членами ЕАЭС, раскрыты их особенности и различия. Обосновано использование следующих акселераторов интеграционных связей регионов в ЕАЭС: углубление региональной специализации, формирование точек интеграционного роста в регионах, создание цифровых территорий, социальное инвестирование, придание экономического характера сотрудничеству местных сообществ. Сделан вывод о потенциальной возможности получения дополнительных эффектов интеграции регионов в единое экономическое пространство ЕАЭС с учетом реализации предложенных подходов.


Голикова А.С.

 

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта и ее оценка

В статье рассмотрены подходы к оценке участия государства в софинансировании инвестиционных проектов предприятий. На основе критического анализа преимуществ и недостатков применяемых в настоящее время в расчетах показателей и методов автором для оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов предложена уточненная система показателей и методы оценки, позволяющие определить  бюджетную эффективность проекта в целом и каждого участника, оценить влияние реализованного проекта на бюджеты различных уровней.